Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Дневник сельского священника" реж. Робер Брессон, 1951

Наверное это последний из ключевых фильмов Брессона - а их всего-то 13 (при том что Брессон прожил почти сто лет и умер сравнительно недавно, в 1999-м) - который я до сих пор не видел и наконец-то посмотрел. Понятно, что сперва мне Брессон казался нудным и пустым, а привлекали меня фильмы более эффектные внешне; постепенно я в суть его творчество вникал, но, пожалуй, только теперь для себя по-настоящему Брессона для себя открыл. Хотя "Дневник сельского священника" - одна из ранних его работ, экранизация написанного в середине 1930-х романа Жоржа Бернаноса (чье творчество тоже худо-бедно знаю с подросткового еще возраста, но вот этой книги также не читал), но уже весьма характерная, типичная для эстетики Брессона: аскетизм формы, отказ от манипуляции зрителем (и реакцией, и даже вниманием).

Бельгиец Клод Лейдю играет безымянного молодого кюре, получившего назначение в деревню на севере Франции, где его вера и пастырский энтузиазм сталкиваются с искушениями не откровенно-инфернального, а самого простейшего, обиходного свойства: помещики, крестьяне, да и чуть более вышестоящие церковники не готовы в полной мере уяснить устремлений юноши, он бедствует, питается только черствым хлебом и дешевым вином (на хорошее нет денег), вскоре "заработает" рак желудка, от которого в финале умрет на руках у давнего приятеля. Но прежде столкнется с испытаниями веры - девочки в приходской школе то ли ненавидят кюре, то ли - некоторые из них - наоборот, не по годам и не по закону слишком сильно "любят". Переживающая гибель сына графиня умирает после задушевного разговора со священником - кто-то сочтет, что слабую женщину со стенокардией именно он довел до могилы. Если авторами (писателем и режиссером) предполагается человеческое сочувствие к герою, то оно заложено глубоко в подтексте, внешне повествование бесстрастно, а все переживания отдаются на совесть зрителю - и это очень сильный ход даже по меркам сегодняшним, когда кино нередко следует путями, открытыми не кем иным как Брессоном.

Кроме того, французская "глубинка" первой половины 20го века представлена словно вне времени, а сегодня смотрится какой-то мифической архаикой. Впрочем, недавно на глаза мне попался по ТВ фильм "Воскресенье за городом" Бертрана Тавернье, 1985, который я видел когда-то давно и, зацепившись, спустя несколько десятилетий пересмотрел - герой-старичок там художник и озабочен проблемами скорее экзистенциальными, нежели метафизическими, в отличие от священника он как минимум по праздникам окружен родней, в том числе беспокойными внуками, и можно сказать, "пожил не зря", но сам он и мир вокруг него такой же "унесенный ветром", как и в картине Брессона. Правда, мсье Ладмираль (который "скоро умрет", как обещает заглавие положенной в основу сценария Тавернье повести) и на старости будто "сызнова живет", по крайней мере делает вид; а молодой кюре (которого авторы принципиально лишили даже имени) умирает от мучительной болезни, и легко сказать, что впустую, никаких своих начинений на поприще служения не реализовав - хотя известия от друга, свидетеля его конца, в финале картины звучат за кадром, а в кадре вырастает простой, на белом фоне, крест.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments