Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Тоска" Дж.Пуччини, фестиваль в Экс-ан-Провансе, реж.Кристоф Оноре, дир.Даниэле Рустони (трансляция)

Заставил себя посмотреть и досмотреть - то есть постановка мне так или иначе была любопытна, но слушать пуччиниевскую гармонизированную блевотину невыносимо, а приходится, причем в полном объеме - отчего-то по умолчанию считается, что драматический режиссер с литературным текстом может обращаться как угодно, сокращать, дописывать, перекомпоновать, соединять с другими текстами; но оперный зажат рамками партитуры от сих до сих - посему особый интерес представляют редкие случаи - музыкальные спектакли Ромео Кастеллуччи прежде всего - наконец-то порушить этот негласный, но жесткий и, в сущности, нелепый запрет (и ведь никто не "запрещает" - сами себе режиссеры воли не дают), а то хорошо когда звучит "Лулу" или "Саломея", ну "Кармен" на худой конец - чтоб вытерпеть очередную "Тоску" надо волю собрать в кулак. Я собрал, хотя конкретно версия Оноре того по факту, может, и не стоила.

Кристоф Оноре, насколько я понимаю, в оперной и вообще в театральной режиссуре дебютант, зато не новичок в кино, хотя я, видя почти все его картины, и большинство в кинотеатрах, а не просто по ТВ (в отличие от нынешнего спектакля, увы - до Экс-ан-Прованса мне не добраться...), сказал бы, что там он тоже не из числа первоклассных мастеров. Есть у Оноре фильмы более-менее занятные и милые (нарочито, стилизованно "милые", опять же), есть довольно грубые, халтурные поделки - но все приблизительно "одним цветом", будь то давнишняя "Моя мать" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/72872.html

- или относительно свежие "Метаморфозы" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3964703.html

В этом смысле "Тоска", пожалуй, несколько неожиданная вещь, относительно самостоятельная по отношению к кинематографу режиссера; пускай в своем роде столь же предсказуемая.

В мимансовой ипостаси заглавной героини - знаменитая в прошлом певица, в том числе исполнительница партии Тоски, а ныне пенсионерка всемирного значения Катрин Малфиано, играющая обобщенный образ престарелой "дивы", ну то есть, с оговорками, типа "саму себя". Теле- или кино-группа снимает о ней передачу/фильм, заставляя вспомнить былое, и музыкальная драматургия оперы Пуччини становится основой для воспоминаний, внутри которых разыгрываются актуальные сюжеты, довольно-таки нехитрые, куцые и из набора сегодняшнего музыкально-театрального ширпотреба: продюсер Скарпиа ведет себя, сообразно прототипу из оперного оригинала, как подонок и свинья, все попивают виски, облеченные полномочиями угнетают бесправных, а "звезда" чем далее, тем сильнее страдает от происходящего, и от того, что совершается у нее на глазах, и от осознания, что прошлого не воротишь.

Тем временем все-таки зачем-то (зачем?!) играет оркестр и поют вокалисты - нормально поют, Джозефа Калейю (Каварадосси) мне доводилось слыхать и живьем (без восторга), Алексея Маркова (Скарпиа) когда-то давно и немного в концертах Валерия Гергиева тоже, Энджел Блю (поющая Тоска) и остальных вроде нет; но так или иначе за молчащей либо открывающей рот актрисой, давно завершившей артистическую карьеру, наблюдать гораздо интереснее, динамика ее эмоциональных состояний - единственное, что, на мой взгляд, способно сколько-нибудь всерьез взволновать, зацепить в этой истории. И то вне контекста, да еще на малом экране, не совсем понятны многие моменты - к примеру, что переживает героиня (не Тоска, а певица-пенсионерка), наблюдая за молодым сексапильным перформером в белых трусах на кровати - я не успел уловить, пробуждаются ли в ней "давно умолкнувшие чувства" или, наоборот, она в ужасе, что до такого "разврата" дошло, пока она витала в ностальгических облаках; тем более что сценарные и режиссерские штампы спектакля сочетаются со сценографическими клише и пространство для средних актов оперы выстроено как ячеистая конструкция, что - вот она, пресловутая "симультанность"! - крайне неудобно (но по разным причинам) для восприятия и из зала непосредственно (сужается зона видимости), и в трансляции (камера фиксируется на отдельных сегментах и неизбежно упускает из виду остальные).

В конце третьего пуччиниевского акта героиня совершает невнятный самоубийственный ритуал, укладываясь и застывая замертво промеж двух свечек - а финальный четвертый акт разыгрывается как что-то вроде "посмертного" концертного исполнения: декорация с замком на горе превращается в макет (утыканной опять-таки горящими свечками), оркестр на сцене, Калейя в пиджаке и Блю в блестящем (буквально) платье, а старуха, вроде бы уже откинувшаяся, страстно простирает руки откуда-то сверху - цепляется за воспоминания, хочет что-то изменить?.. Итог пути, который проходит героиня за время сценического действия, от меня ускользнул, но по крайней мере заслужил внимания, если говорить о содержательной стороне спектакля; формально же - ничего нового, ничего по-настоящему радикального в "Тоске" Оноре нет, и нет ничего такого, чего нельзя вообразить на сцене Большого, даже "исторической"; с этой точки зрения злосчастная "Манон Леско" Адольфа Шапиро как минимум по оригинальности сценографии Марии Трегубовой много чему даст фору -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3447317.html

- а что эта оригинальность ни к чему не приложена осмысленно... - ну что же, "оперу надо слушать", "наслаждайтесь прекрасной музыкой"!.. Желательно бы, однако, дожить (и чтоб еще к тому времени православные интернет не перерубили), когда продвинутые фестивали поручат ставить оперы Гаспару Ноэ или Абделлатифу Кешишу - глядишь, тогда пойдет уж музыка не та!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments