Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Вадим Холоденко в Перми и в "Зарядье" (видео): Бетховен, Прокофьев, Шопен, Шуберт

Как интересно, неожиданно, парадоксально Холоденко играет 14ю "Лунную сонату" Бетховена! Прокофьева и Шопена тоже, само собой, но мою любимую 6-ю сонату Прокофьева мне сравнительно недавно, под конец прошлого года, повезло в исполнении Вадима слушать в живом концерте:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3931608.html

Да и вообще Прокофьева на моей памяти, особенно раньше, выступая в Москве регулярно, Холоденко часто играл. Бетховена, конечно, тоже и во всех видах, но как-то "Лунная соната" у меня мало с ним ассоциировалась, как и 1-й концерт Чайковского до того, как я его в исполнении Вадима не услышал (тоже довелось ведь "живьем"!):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2428948.html

Однако же не просто хрестоматийный, затасканный до неприличия, запопсовевший не только от бесконечных воспроизведений и прослушиваний, но и от одних только упоминаний всуе фортепианный шлягер вот такой необычайной стороной повернуть... В первой части вместо прозрачной, умильной благости - какое-то густое, вязкое, липкое "варево", совсем не умиротворяющее, наоборот, что-то в нем подспудно происходит непонятное, загадочное, может быть даже опасное... Инерция "убаюкивающего", "гипнотизирующего" ритма постоянно ломается, каждый следующий звук то будто слишком поспешно сменяет предыдущий, то, наоборот, слегка задерживается, "тормозит", и вместо мерных, плавных переборов получается нечто "болотистое", "булькающее", на поверхности неровное, негладкое, изнутри напряженное. По чисто внешним, "техническим" признакам приходит ассоциация, конечно, с Плетневым - только у МВ в этой "субъективности" подхода к музыке и взгляда на мир отсутствует собственно "субъект", а Холоденко все-таки, думается, выражает себя, однако не импровизационно, не спонтанно, а все концептуально продумав заранее и целостно: после совсем иначе - как раз ровно, бесстрастно, но и без "сахара" звучащей второй части третья поражает сдержанностью, расчетливостью (в самом лучшем смысле), рефлексией над каждой фразой. Финал - не прорыв, не поток (что чаще всего происходит с "Лунной сонатой"), а сосредоточенный монолог, разумеется, не анемичный, очень энергетически наполненный, но вместе с тем любая нота на виду, каждый аккорд внятно слышится, "прощупывается"; и никаких перехлестов эмоциональных, никаких "спец-эффектов" по части пресловутой "виртуозности", вместо этого - подчеркнутая строгость, четкая фразировка (именно в финале, а не в первой части!), цезуры чуть более длительные, чем можно по привычке предполагать... Устоявшееся, ожидаемое восприятие сонаты как бы перевернуто наизнанку - но исходная мысль не пропала, она лишь развивается в иной последовательности, отчего - в силу пять-таки неожиданности, парадоксальности - и убеждает сильнее, скорее.

https://www.youtube.com/watch?v=Ia6laJjZSBE&feature=youtu.be&fbclid=IwAR0n1ZKk06Qm_XZsDoadUJ3_IPO7zcswwb16zesrGdftXReInGbNjkf-SmI

P.S. Скрепя сердце пришлось пропустить концерт-запись будущего диска Холоденко, Гугнина и Генюшаса в малом зале "Зарядья", но по счастью стараниями АЛ оттуда также имеется видео (как бы "непрофессиональное", но по качеству как минимум не уступающее тому официальному, что "любезно" выдано в общий доступ из Перми, между прочим). Вадим великолепно играет Три фортепианные пьесы Шуберта, "присвоив", "осмыслив" и превратив пусть и не столь замыленную, как "Лунная соната", но тоже вполне шлягерную музыку, в рациональное, концептуальное, в то же время исключительно личное, индивидуальное высказывание:

https://www.youtube.com/watch?v=84YsPYvBQ-E&feature=youtu.be&fbclid=IwAR0YlPokoobQC-bLbylynlxK0WRCsD4QCCmQZhWOdjFDNSEESpn50nafc-k
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments