Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

дело не в старых и не в новых формах: "Чайка" в МАМТе, хор. Джон Ноймайер, дир. Феликс Коробов

Спустя двенадцать лет -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/873826.html

- восстановленную "Чайку" глядел другими глазами. С одной стороны, мне теперь, через опыт посмотренного за прошедшие годы, еще яснее, очевиднее, что Ноймайер, пусть он лучший в своем роде и никто как он давно уже не умеет осваивать средствами танца через формат многоактного сюжетно-костюмного балетного спектакля сложные хрестоматийные сюжеты, остался в 20-м, то есть все-таки прошлом веке; так что даже "Чайка" Бориса Эйфмана, появившаяся вскоре после переноса в Москву "Чайки" Ноймайера, и в чем-то с ней структурно (не хореографически, конечно) неизбежно сходная, при явно несопоставимых масштабах этих двух явлений показалась мне тогда серьезнее, значительнее:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1114632.html

С другой, мне это, как ни странно, меньше мешает воспринимать замысел хореографа в целом, а заметить и оценить отдельные детали даже помогает. Плюс совсем молодежный состав сильно освежает спектакль, наполняет его ненаигранной энергией.

У Ноймайера каждому персонажу придуманы танцы, включая Сорина - вроде бы трагикомичный старичок, в драматических постановках часто обезноженный и полуживой, а тут, несмотря на приступ во втором действии, довольно бодренький, с выразительной партией (отлично исполненной звездой труппы Алексеем Любимовым), и в дуэте с Ниной прям зажигательный! Но Нина и Треплев, конечно - на первом месте, или, по крайней мере, самые интересные: замечательная Анна Окунева и чудесный Максим Севагин, одно из самых заметных приобретений балетной труппы МАМТа последнего времени, абсолютное попадание в образ. Однако удивил и Александр Селезнев-Тригорин: по роли - представитель, апологет "классики", но ничуть не уступающий молодому "сопернику" по сюжету, Нину легко понять! Жаль, что меньше придумано движений для Дорна (в составе работал Дмитрий Петров) - доктор, явно поборник ЗОЖ и спортсмен, скорее берет имиджем, особенно в первом действии, где его приспущенный с плеча закрытый купальник покоя не дает не только Полине Андреевне!

Правда, конфликт творческий, между "старыми и новыми формами", здесь, соответственно, в пластическом, танцевальном, балетном искусстве, Ноймайером решен, что ни говори, простовато, излишне прямолинейно: "супрематические" танцы Треплева и кордебелета в трусах-"боксерах", подавно в "трапецевидных" штанах, выглядят по сегодняшним меркам не так уж "прогрессивно", но всяко более нелепо, чем кондовая, на грани карикатуры, "классика" в исполнении Аркадиной и Тригорина, к тому же во втором акте их па де де "Душа чайки" (Тригорин с луком, Аркадина на пуантах, вокруг "голубые" балеринки) пускай и не лишено иронического подтекста, но придумано не как пародия в чистом виде, а исполнено отменно, и толика сарказма не делает противопоставленный "классической" паре треплевский "модерн" выигрышнее, как ни трогателен герой Максима Севагина, как ни хороши артисты кордебалета, изображающие его последователей-единомышленников-сотоварищей. Ну и совсем уж "в лоб" получаются кабарешные танцы начала второго действия, демонстрирующие, до чего дошла, низко пала Нина, поверив Тригорину подавшись из авангардистов в "артистки императорских театров" - успех танцульки блесток и перьев в рамках спектакля имеют погромче стильных, но минималистичных абстрактных экзерсисов Треплева.

Вместе с тем случайно или нет, но не только пародийно-стилизационные (как мне в свое время думалось), а и глубинные, структурные параллели возникают между "модерновой" - типа... - "Чайкой" и "классическим" - сугубо - "Лебединым озером"; вплоть до того, что обнаруживается своего рода "черная чайка", и не одна - сперва Маша в "трауре по своей жизни", а потом, при последнем выходе, и Нина. Кроме того, задним числом в "Чайке" Ноймайера обнаруживаются параллели, можно сказать что инварианты, связывающие ее с выпущенной позднее "Русалочкой", и не просто концептуальные, пластические, но и на уровне внешних, визуальных знаков: так, в финальном эпизоде "Чайки" дощатая сцена-дебаркадер превращается в своего рода "плот" с оборванным, обугленным парусом-занавесом, и под него забирается Треплев - мне вспомнилось, как герой "Русалочки" сигал с палубы лайнера в воду -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1996523.html

- то и другое отчаянный, трагический поступок, но и метафорический эскапистский акт окончательного бегства творческого человека от тяжкой реальности в мир фантазий, в "хаос грез и образов".

Прекрасно, исключительно аккуратно звучал оркестр под управлением Феликса Коробова, хотя подбор музыки сейчас тоже, как и ранее, слегка напряг: повтор концовки финала 15-й симфонии Шостаковича под занавес первого и второго действия разочаровывает, стоило подыскать что-нибудь поразнообразнее и менее затертое; про Камерную симфонию и говорить нечего - но европейские хореографы слышат ее вне исторического контекста, Майо в "Укрощении строптивой" и вовсе использует ее для сопровождения эротической сцены -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2880103.html

- а у Ноймайера под эту музыку после приступа Сорина отдыхают гости Аркадиной; но помимо прочего забавно, что фоном для кабарешных танцев начала второго действия тоже служит Шостакович, только ранний, веселый, гротесковый, балетно-опереточный - что на уровне музыкальной драматургии тоже размывает, отчасти снимает эстетический "конфликт" между Тригориным и Треплевым, "старыми" и "новыми" формами, "возвышенным творческим горением и попсово-развлекательной халтурой; или, может, наоборот, разворачивает проблему в иную плоскость - поколенческо-возрастную, когда художник в своем развитии на разных этапах от "новых" форм самостоятельно, под воздействием, конечно, внешних факторов, но и внутренней логики также, приходит к "классике", к "традиции", к нормальному желанию быть понятым и иметь успех... или, смотря как этот процесс оценивать (у Чехова он подан амбивалентно...), "мало-помалу сползает к рутине".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments