Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

каталог и эпилог: "Тихий вечер танца", театр "Сэдлерс Уэллс", Лондон, хор. Уильям Форсайт и др.

При несомненно заложенной в название иронии вечер действительно "тихий": камерный по составу танцовщиков (всего семеро, причем одновременно они выходят на сцену лишь в финальной коде и с поклонами), а тем более по сопровождению, по большей части даже отсутствию такового: в дуэтном "Прологе" на фонограмме звучит лишь едва уловимый птичий (?) щебет, в следующем развернутом эпизоде "Каталог" кроме дыхания и хлопков артистов вообще нет звуков, в обманчивом (чуть ли не "бесконечном") "Эпилоге" возникает атональная незамысловатая пьеса для фортепиано соло и в завершающем первое отделение "Диалоге" снова "птичья" фонограмма.

Второе отделение, правда, представляет собой сюиту лаконичных, виртуозных пластических трио, дуэтов и соло на оркестровую (барочную) музыку, казалось бы, контрастную по отношению к первому - на самом деле концептуально "вечер" очень целостный, да и стилистически тоже, хотя после экзерсисов в первом отделении (особенно что касается "каталога") танцы второго с непривычки могут показаться некой "реабилитацией" классики - при том что в неоклассические па органично, без "швов" вплетаются элементы брейка, капоэйры, чего там еще...

Вне зависимости, поставил ли все танцы "Тихого вечера..." самолично Уильям Форсайт, а исполнителей "назначил" соавторами из чувства "товарищества", или наоборот, танцовщики все придумали самостоятельно, а Форсайт "подписался" задним числом из маркетинго-пиаровских соображений, принадлежит ли авторство конкретных движений Форсайту целиком или ни в малейшей степени, каково соотношение свежих и давнишних хореографических сочинений в композиции (примерно поровну) - это чисто, типично форсайтовская, оригинальная вещь: танец, свободный от сюжетности и харАктерности, иллюстративности и эмоциональности; движения-знаки, складывающиеся в формулы, далее в синтагмы - интеллектуальный балет, в котором бесполезно отыскивать признаки состояний и отношений между исполнителями, тут совсем другое и "про другое".

С такой точки зрения наибольшее впечатление лично на меня произвел - при опять-таки абсолютной цельности спектакля как высказывания - эпизод "Каталог", дуэт возрастных солистов М и Ж, работающих изначально с места не сходя одними руками, плечами, затем корпусом, постепенно усложняющих эти самые "формулы", выстраивающие как будто рассинхронизированными, но отточенными, просчитанными жестами какие-то захватывающие "логарифмические таблицы" - вне предметного антуража, музыкального саундтрека, не говоря уже про какой-нибудь примитивный "сюжет" или убогие "чувства". Правда, когда добавляются хлопки, местная аудитория, словно на эстрадных концертах, принимает это за призыв к интерактиву и начинает бить руками в такт - спектакль это, по большому счету, не портит, просто ломает его восприятие (ну и показывает средний уровень этого восприятия "по палате"). Тогда как венчающий первое отделение "дуэт" (DUO 2015) слегка "ослабляет" интеллектуальное напряжение за счет иронии, легкости движений в мужском дуэте, в их внешнем виде (майки, мешковатые штаны) - ирония, однако, тут тоже сугубо интеллектуальная, не лирическая.

"Эпилог" - самый свежесочиненный из фрагментов "вечера", иронично размещенный в середине структуры первого акта - представляет собой серию сольных экзерсисов артистов в трико с разноцветными носками и "перчатками" выше локтей; аналогично выглядят исполнители в нео-, а точнее, псевдо-классическом втором акте, но выступая не только сольно, а и в ансамблях, вплоть до общего финального выхода. А 2-я часть "вечера", озаглавленная "Семнадцать/двадцать один" (из числа прежних работ хореографа) и построенная вроде бы на иной, нежели первая, "лексике", обманчиво "радует" как бы "настоящим" танцем. На самом деле "настоящее", осмысленное, содержательное, здесь все от "пролога" до поклона, и ничего нет лишнего, ненужного - раньше надо было "радоваться".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments