Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

снятие с креста: "Земля Нод", театр FC Bergman, Бельгия-Нидерланды

Каин был оставлен в земле Нод после убийства брата Авеля, а Музей изящных искусств Антверпена закрылся на длительный ремонт - последнее случилось около девяти лет назад, первое гораздо раньше и события эти вроде бы взаимно не обусловлены ни исторически, ни логически; но авторы спектакля их связывают и намного убедительнее, чем можно было бы предположить в силу умозрительности исходного посыла.

Павильон, вмещающий артистов и публику, стилизован под музейный зал, откуда уже вынесены перед реконструкцией почти все экспонаты, за единственным исключением - огромного полотна Рубенса на сюжет о Голгофе. С одной стороны, "коробка" из серых "железобетонных" (на самом деле это вытертая ткань, удержаться и проверить на ощупь невозможно, видимость и фактура отличаются разительно, иллюзия бетона абсолютная) стен с ампирным "алебастровым" (вот там уже не дотянешься и не проверишь!) фризом поверху - это своего рода, как заявляют создатели проекта, "ковчег", призванный спасти, укрыть современного человека в замкнутом, безопасном мире, и оставив его наедине с "вечным" искусством, оградить, защитить от насущных, злободневных проблем за его пределами. С другой, это все равно общественное, публичное пространство, оно проницаемо, открыто для "посетителей", для "пришельцев", "чужаков" извне.

К ужасу смотрителей музея в униформе с рациями первый же посетитель раздевается догола (телосложением вполне достойный занять место в зале скульптур, если не античных и не ренессансных, то модернистских!), и передав ополоумевшему музейному служащему одежду вплоть до исподнего, пристраивается, присаживается у стены; а потом и вступает с ним в бессловесную перепалку, проще сказать, в потасовку. Следующая визитерша, не успев перед картиной встать... описалась - от избытка восхищения, надо полагать; пришлось служащим музея убирать,, замывать за ней. Две японские туристки "селфятся" на фоне последней картины, пока работник, поднявшийся по лестнице измерять полотно "рулеткой", потерявший равновесие и зацепившийся за верхний крюк, беспомощно болтается, рискуя свалиться на пол и убиться (потом ему по связанной одежде удается спуститься и спрыгнуть без телесного ущерба). Дальше больше. Конечно, совсем без дурной "идейности", присущей современному европейскому театру, "Земля Нод" не обходится - мигранты, терроризм (что характерно - подчеркнуто не мусульманский, "взрывник" сугубо европейской внешности дядечка, все политкорректно, хотя кто устраивал взрывы в Брюсселе недавно, известно слишком хорошо...), глобализация, потребительство, это все в наличии. Также невозможно в связи с общей концепцией работы не вспомнить ни про Марталера, ни про Фабра. Однако по сути, если уж ставить "Землю Нод" в какой-то ряд, она, мне показалось, располагается ближе к Кастеллуччи, у которого социальное и сиюминутное вторично по отношению к тематике фундаментальной, серьезной, глубокой, вневременной.

Вместе с тем метафору, ну или точнее аллегорию "Земли Нод" как "музейной утопии", подвергнувшейся вторжению, разрушению, переживающей коллапс, но - вопреки очевидному катастрофизму - не обреченной и, вероятно, не безнадежной (обвалился потолок, со стен попадали куски фриза и портика, трупы отдыхающих курортников после взрыва свалены на остатки их же собственных подстилок; однако на обломках былого в условиях нового "каменного века", у костра возле палатки, все равно сохраняется некая "человеческая" жизнь) безусловно, вмещающую разные содержательные уровни, мне интереснее было рассматривать в аспекте более узком, не выходя на обобщения политические или космические, сосредоточившись собственно на символическом образе музея. Еще и потому, что никуда не выезжая и почти нигде за всю жизнь не побывав, я, как ни удивительно, сподобился посетить этот самый Антверпенский художественный музей всего за месяц до упомянутого закрытия на ремонт (продолжающийся, насколько я понимаю, и доныне?), где уже не увидел постоянной экспозиции в ее стандартном, стационарном варианте, а наблюдал "прощальный" спецпроект, в соответствии с задумкой которого богатую коллекцию живописи развесили вперемежку: старых мастеров, модернизм и контемпорари арт:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1910271.html

Вообще та уже давняя моя поездка по Бельгии (с проживанием в Брюсселе, но с ежедневными вылазками по разным местам преимущественно Фландрии, в меньшей степени Валлонии) в каком-то смысле разделила для меня жизнь на "до" и "после". Вспоминая благодаря спектаклю антверпенские впечатления, и конкретно от посещения музея, к которому спектакль отсылает напрямую, я прежде всего думал, что же сегодня из себя представляет художественный музей и, обобщенно, т.н. "культура", "история" - принимаются ли устоявшиеся культурные институции как некая незыблемая "традиция", или же как повседневная социальная практика, подвергнутая сегодня ревизии? Человек в музее-ковчеге, допустим, и старается уберечься от "вызовов", "рисков" повседневности; но парадоксально и неизбежно все эти "риски", от спонтанных физиологических проявлений до социально-политических устремлений, привносит с собой, попадая в музейный зал. Ведь не просто старинная барочная картина в массивной раме висит в спектакле на ободранной стене - это висит "Голгофа", то есть "Распятие"... И когда полотно снимают, на стене остается виртуальное пятно на стене с угадываемым изображением Христа... Типа "свято место пусто не бывает?" Ах если бы...

И под проекцией распятия за столиком устраивается мужчина с бутылкой и бокалом вина: вместо "причастия" (да и не причащают мирян вином - только священников и особ королевской крови) - некий аттракцион по вип-обслуживанию (сам не "причастился", но от знакомых слыхал - теперь в европейских музеях ночью индивидуальное посещение организуют за какие-то нехилые деньги возможность без других людей "наслаждаться", блин, искусством наедине с шедеврами... фуршет включен!) Но что для представленного в спектакле набора персонажей (охранников, посетителей, случайных пришельцев из внешнего мира и т.д. вплоть до подрывников...) Христос? И что Он для самих театральных деятелей, придумавших этот, при всей значительности и чуть ли апокалиптической подоплеке замысла, довольно веселый, динамичный (по этой части, на мой взгляд, "Земля Нод" тоже превосходит опусы и Марталера, и Фабра, да пожалуй что и Кастеллуччи...), в хорошем смысле "попсовый" (совсем непошлый при этом) спектакль-перформанс-шоу?

Ну явно Христос на кресте, запечатленный Рубенсом, ни для тех, ни для других, ни для всех прочих не то что Богом, но хотя бы нравственным, да на худой конец эстетическим абсолютом не является; равно и Каин с Авелем, вспомянутые из Ветхого завета театральными авангардистами - не более чем мифологические персонажи; просто культурный фетиш, может быть - по привычке - и высокой - но исчисляемой "художественной" ценности; и что Иисуса с креста, что картину со стены, что неловко зацепившегося и подвисшего техработника с крюка снимать - все это действия примерно одного порядка. (Не говоря уже про то, какие добавочные смысловые отношения между "объектом" и "средой" применительно к постановке автоматически возникают, когда она показывается в Москве и перемещается из либерально-европейского в православно-фашистский идеолого-политический контекст... да еще на площадке ВДНХ с ее сталинско-имперской по духу и по эстетике обстановкой! наконец, помимо прочего, Нод в русскоязычном варианте расшифровывается еще и как аббревиатура... что тоже волей-неволей обостряет восприятие).

До какой степени соавторы-перформеры готовы еще и в таком ключе рассмотреть затронутые ими проблемы, взглянуть через формат "ночь в музее" не только на мир вокруг, на общество сквозь призму готовых идеологических клише, но и без всяких шор на самих себя трезво, усомниться в собственной, а не только в чужой правоте, связать А с Б - вот на сей счет, признаюсь, я бы не заблуждался. Что достоинств спектакля не отменяет, как и достоинств живописи Рубенса, которого я, положа руку на сердце, не особенно люблю.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments