Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

пора валить: "Угоняя лошадей" реж. Ханс Петер Муланд

Одиноких стариков с печальным взглядом Стеллан Скарсгард переиграл столько, что едва ли он как актер может в данном амплуа еще что-то новое предъявить. Здесь его персонаж Тронд возвращается в Норвегию после более чем сорока лет жизни в Швеции и почти сорока лет брака - жена его погибла в автокатастрофе, когда он был за рулем, и чувство потери, но не вины, как подчеркивает сам герой, покоя ему не дает. Впрочем, воспоминания его уводят, минуя продолжительную семейную жизнь, гораздо дальше в прошлое, к 1948 году, когда 15-летний Тронд, пока мать и сестра оставались в Осло, провел последнее лето вместо с отцом на хуторе.

Случайно встреченный и не без труда узнанный пожилой сосед (тоже довольно известный скандинавский актер Бьёрн Флоберг) оказывается выросшим и постаревшим мальчиком, который тем же летом 1948 года случайным выстрелом, играючи застрелил из ружья своего 10-летнего брата близнеца, после чего их старший брат, не доглядевший за младшими, куда-то исчез, а безутешная мать сошлась с отцом Тронда. Переживания подростка, наблюдающего за романом папы с замужней соседкой, составляют основу сюжета, рассказанного нелинейно и с намеренными "пропусками" некоторых ключевых деталей, добавляющих киноповествованию двусмысленности, а проще сказать нарочитой мути: драматургия фильма (вероятно следуя роману-первоисточнику - я о нем ничего не знаю, предполагаю только) строится не на последовательном припоминании давних событий, но на лейтмотивах, на рефренах, в том числе визуальных. С этой точки зрения условно-"бергмановского" плана история решена в стилистике а ля Теренс Малик, а изобразительные роскошества, благодатные природные виды должны, наверное, придать сюжету многозначительности, но выходит, по-моему, наоборот.

Отец Тронда - фермер, занимающийся лесозаготовками и лесосплавом - и поначалу хуторская жизнь выглядит идиллически, даже Тронд с соседом, старшим братом близнецов (один из которых будет убит, а другой станет убийцей) "угоняют лошадей" не по цыганскому обыкновению корысти ради, но в шутку, типа "на прокачку". Однако отец ни с того ни с сего задумывает в неурочный сезон валить лес - и не просто так: вдова, потерявшая одного из сыновей-близнецов, становится его любовницей; а не лесозаготовке, помогая по-соседски отцу героя, муж безутешной женщины как-то уж очень вовремя, при том что совершенно "случайно", травмировался, помогая сгружать поваленные бревна при подготовке их к сплаву по реке, после чего у любовников не остается помех, не считая наблюдательного Тронда, но и он отцу препятствий не чинит, а лишь огорчается про себя.

Потом по возвращении в город после лесосплава (прошедшего трудно в силу того, что не сезон, стволы, полные сока, отяжелели от воды и чуть было не пропал сваленный лес втуне) Тронд узнает, что отца видел в последний раз - к родным он не вернется и не увидится с ними никогда, воспитывать их с сестрой мать станет одна, а денег за сваленный и сплавленный отцом и сыном лес семья получит всего-ничего и потратит считай на выходе из банка. Но прожил ли отец с новой женщиной дальше остаток жизни счастливо, вместе ли они воспитали ее уцелевшего близнеца-стрелка - ни тогда, ни десятилетия спустя герой не узнает; не выяснит и у встреченного постаревшего соседа - тот не скажет, "может щадя мои чувства", предположит пожилой Тронд, но со своей стороны он ни о чем его не спросит.

В принципе - не лишенная изящества, хотя о глубинных открытиях речи нет, семейно-психологическая драма, симпатичная по "картинке", располагающая к себе обаятельными персонажами, отчасти притягивающая фигурами умолчания. А Ханс Петер Муланд (Моланд) - достойный мастер средней руки, отчего-то прогремевший сейчас с "Угоняя лошадей", до того звезд с неба не хватавший, но и не вовсе безвестный, я видел некоторые его предыдущие работы, и "Довольно добрый человек" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1747831.html

- а до того на фестивале норвежского кино очень любопытную, хотя скорее благодаря реальной подоплеке изложенных событий, вещь "Товарищ Педерсен" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1991442.html

Но здесь будто мало показалось авторам красот природы фоном для подростковых и старческих переживаний - драматургия "Угоняя лошадей" как бы "в нагрузку" предлагает историко-политический аспект, настолько искусственный, дежурный и фальшивый, а плюс к тому неудобоваримый и плохо считываемый, что впечатление портится напрочь. Дело в том, что отец Тронда и его любовница-соседка не вдруг сошлись на лесосплаве летом 1948 года - они общались еще во время войны, участвовали в т.н. "движении сопротивления", держали связь с норвежским подпольем, помогали переправлять нелегалов-связников в нейтральную Швецию, на чем едва не погорели, когда один из "подпольщиков" нелепо выдал себя и погиб. Убери эту линию из сценария - вообще ничего не изменится и заметно не будет, швов не останется. Но очевидно, она по идеологическим соображениям необходима, не по художественным. Норвегия на официальном уровне - в чем мне довелось убедиться несколько лет назад, посетив Осло -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1734872.html

- носится с "антифашистским" сопротивлением, с "подпольем", со своей "борьбой против оккупантов" как с писаной торбой. Вольно же гордится несгибаемостью задним числом, тогда как под натиском вермахта страна сдалась почти сразу (при этом не разумно и бескровно хотя бы, как Дания, а для порядку малость повоевав заведомо безнадежно, да и без особой охоты, германо-скандинавская общность и прошлого, и устремлений в будущее давала о себе знать), затем большая часть населения спокойно приняло новый порядок, а германские "оккупанты", в свою очередь, не лютовали против мирных граждан, нехотя отлавливая немногочисленных отморозков... Все это, понятно, факты по нынешним временам неприличные и неудобные - но додумывать задним числом байки, легенды о "героическом сопротивлении" и вплетать их в ретро-мелодраматические коллизии так натужно, уродливо, наконец, скучно... - лучше б не позорились!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments