Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича" А.Соломонова в Театре ДОК (трансляция читки, запись)

Как удобно смотреть, а тем более слушать запись трансляции из театра - ходить никуда не надо, впечатления те же самые, или даже больше, потому что ничто не отвлекает; не все слова, записанные с микрофона, я разобрал - однако, думаю, в зале уловил бы того меньше, да и не факт, что каждое слово пьесы на вес золота, по крайней мере недостачи на слух я не ощутил. По сути "Как мы хоронили..." - драматический памфлет, где-то с очень остроумными, по-настоящими афористичными репликами, но в основном "водянистый", драматургически же откровенно вторичный. Вцепиться за него благодаря "острой" теме можно и, наверное, стоит как минимум ознакомиться, но думаю, читка для подобных сочинений - идеальный формат сценического воплощения, "играть", всерьез, с "подачей" этот текст будет намного труднее, а результат отнюдь не гарантирован.

Пьеса, посвященная сталинской тематике, поданной через прием "театра в театре" - тоже не откровение. В предыдущем десятилетии наблюдалась на сценах Москвы целая "сталиниана", но если даже брать узко, то достаточно вспомнить "Вечерний звон" Иона Друцэ в ШСП, где Сергей Юрский воплощал одновременно и как бы Сталина, и загримированного под него актера-"двойника" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/249532.html

- при этом нарочито без пластического грима и вообще не имитируя усиленно сложившиеся стереотипы сталинского "имиджа" с трубкой, акцентом и т.п. - в отличие, например, от Игоря Кваши в современниковском "Полете черной ласточки"... -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/304899.html?mode=reply

Сейчас картина такова, что кроме выпущенного недавно в Петербурге "Рождения Сталина" (сам не видел, чужим суждениям доверять всецело не склонено) за тему мало кто берется, что объяснимо лишь отчасти. Кстати, именно это "отчасти" и пытается, кажется, анализировать, высмеивая, Артур Соломонов в своем памфлете.

Некий театр выпускает пьесу о последних днях Сталина, в роли Сталина выступает сам режиссер и руководитель театра, идет предпремьерный прогон с приглашением министра культуры, но неожиданно выясняется, что министру назначил встречу президент и решил глянуть мимоходом на готовый спектакль. После чего высказал суждение - мол, Сталин фигура неоднозначная, и "у человека неслучайно есть два глаза", мол, один видит "палача", а другой "строителя". Театральные деятели принимают замечание как руководство к действию - "господин Президент, мы хотим знать, как мы относимся к Сталину!" (может быть лучшая, всяко самая остроумная и злободневная реплика пьесы, безотносительно даже проблемы т.н. "реабилитации сталинизма" конкретно) - и вместо смерти Сталина переносят акцент на его юные годы, на отношения с матерью, а когда в результате интриг режиссера и исполнителя главной роли перестает устраивать актриса, играющая мать, вместо матери вводят с тем же текстом отца; демарш драматурга, требующего снять с афиши его имя, никого не смущает.

Однако чем дальше, тем больше "Как мы хоронили..." приближается к формату внутритеатрального капустника и напоминает хрестоматийную сценку "Четвертый гриб во втором составе": местами почти так же смешно, местами, на мой вкус, не очень, хотя публика в зале на читке гоготала после каждой реплики и проговоренной вслух ремарки тоже. В роли Сталина, то есть актера, выступающего за Сталина - Максим Суханов, за актрису, которой сперва досталась, а потом не досталась роль матери Сталина, читала Юлия Ауг, они оба и остальные их партнеры задачу, присущую читки, отработали прекрасно, хотя я, поддаваясь актерскому напору и хихикая вслед за хохотом публики в зале на реплику-лейтмотив Ауг (когда режиссер объясняет актрисе, как она должна обращаться к юному Сталину), думал что едва ли в "полноценном", при любом постановочном решении, спектакле это можно было бы подать столь же эффектно, а как иначе - непонятно, пьеса-то именно на такую прямую подачу текста лишь и рассчитана!

Впрочем, "цеховой" юмор так или иначе работает (ну еще бы, если уточнить, что фантасмагорическая по сути пьеса основана на вполне "реальных" и достаточно свежих событиях, связанных с недавней премьерой "Рождения Сталина" в Александринском театре, а роль "драматурга" для Артура Соломонова как бы "автобиографичная", я даже подозреваю, что не обошлось без стенографически точного "вербатима"!); с сатирой социальной сложнее, с политической того хуже. Между тем пародийные "репетиции" вписаны автором в конструкцию многоуровневую, и пускай сарказм по отношению к конформности мышления представителей т.н. "творческой интеллигенции" попадает в "яблочко", однако ж вот заряд иного калибра, нацеленный на малоприятный, но очевидный факт "бессмертия", "вечного возвращения" Сталина в актуальной политической реальности, в сознании больших и малых начальников, а пуще того "в сердце народном", летит хорошо если по касательной.

Незримый президент - фигура вроде бы зловещая, и как бы символически отождествленная со Сталиным, но в отличие от наглядной фигуры режиссера, туповатого деспота в отведенных ему театральных стенах, здесь выступает как явление скорее амбивалентное, позволяющее продемонстрировать скудоумие, моральную неряшливость и общее убожество "творцов", "художников" - а не собственно власти. То есть, может быть, проведенные параллели целевую аудиторию и устроят более чем (я вообще замечаю, что интеллигентам для счастья много не надо, им всегда хватало фиги в кармане, а наружу достаточно и просто палец показать, радуются словно дети), но масштаб проблематики таков, что требует от драматургии, от литературы и театра соответствующего уровня мышления (ну я бы по привычке вспомнил Стоппарда, у которого, между прочим, и на актуальном материале пьесы имеются, не только на историко-литературном), и тут "Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича" до собственной заданной планки не дотягивает. Но я бы не преувеличивал социально-историческую значимость подобных и вообще любых пьес, не утверждал бы, что вот именно поэтому Сталин жил, Сталин жив, Сталин будет жить - совсем не только (хотя отчасти тоже показатель, конечно...) поэтому.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments