Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Тайгер Лиллиз играют "Гамлета", театр "Републик", Дания, Копенгаген, реж. Мартин Тулиниус

Без малого двадцать лет назад в спектакле Александра Морфова "Король Убю" еще на старой сцене театра "Et cetera" под песни "Тайгер Лиллиз" выходил Александр Калягин и К - звучала, конечно, фонограмма, но "тигровую" эстетику и музыкальную, и театральную к пьесе Альфреда Жарри подгонять не приходилось, настолько получалось органично. По отношению к шекспировской трагедии, казалось бы, "кабаретный" формат должен выглядеть неожиданно, парадоксально... - на самом деле и формат, и решение трагедии через фарс (а, с другой стороны, перегруз простеньких водевилей глубинными драматическими подтекстами) сегодня превратился в общее место, в штамп.

"Тайгер Лиллиз" работают именно на штампах, при этом их трек-лист и составляет настоящую драматургию представления: без обрывочного "Гамлета" в качестве интермедий действо едва ли много потеряло бы, а убери из спектакля музыку - и не останется спектакля. Поэтому пенять Гамлету и остальным актерам драматическим, мол, дескать, не поднялись до трагических высот - бесполезно, некорректно, "высот" здесь никто и не задавал, наоборот: трагизм нарочито, показательно и, в общем, небезынтересно (только вот уже неоригинально) снижен, упрощен и обезличен; а если все-таки рудименты его сохранились - то, как ни удивительно, в песнях, хотя за два с лишним часа успевают притомить однообразием и они.

Вся прочая "театрализация" до того нехитрая и вторичная, что не стоила бы разговора - однако же и сюжет "Гамлета" воспроизводится более-менее последовательно, и отдельные эпизоды разыгрываются по тексту первоосновы - зачем?.. В постановке (безвременно умершего три года назад от скоротечного рака в возрасте 49 лет режиссера, он же был сценографом спектакля) добавлено "кровосмесительных" мотивов, к тому же буквальных - все же обвинения такого рода, брошенные Гамлетом матери, сделавшейся женой брата покойного супруга, легко опровергнуть; а вот отношения сына с мамой и впрямь двусмысленны; и уж совсем очевидно, что спящую Офелию отбывающий Лаэрт гладит по ляжкам не как брат и даже не как сорок тысяч братьев! На монологе "быть или не быть" (опять таки проигрывающем в эффектности одноименному зонгу Мартина Жака) герой в бледном исполнении Мортена Кристенсена пытается "вскрыться", а Офелия отбирает у него кинжал - ну примерно такого уровня "режиссура".

Хотя для Офелии-Андреан Леклерк придумано побольше, чем для других персонажей - в сцене сумасшествия она сообразно тексту собирает цветочки (и лилии тоже, ага - правда, белые...), в сцене самоубийства, подвешенная на тросе актриса шествует по стене-заднику, на котором воспроизводится морская волна, а затем повисает и барахтается - тут нельзя не вспомнить "Гамлет-коллаж" Робера Лепажа, тоже, по сути, аттракцион, но высокотехнологичный и способный производить впечатление, а не оставляющий чувство неловкости. Собственно музыканты и солит группы в клоунском гриме и кабаретных ретро-костюмах, мультиинструменталисты и перформеры, действительно "играют "Гамлета", и не только посредством зонгов, а выступая как актеры, превращая весь спектакль в своего рода "мышеловку" и делая сомнительные театральные аттракционы с участием своих драматических партнеров вовсе необязательными.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments