Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

ведь оно не навсегда: "Триумф времени и бесчувствия" Г.Ф.Генделя в МАМТе, реж. Константин Богомолов

Попросился опять раз... другой... третий... ну и смирился с неизбежным - в конце концов, многие вообще не попали (бедные...), а я худо-бедно четырежды за год с небольшим -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3802152.html

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3885124.html

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3960352.html

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4043032.html

- следует умерить аппетиты, хорошего понемножку!.. Однако, значит, я сильно хотел и мне действительно было очень надо - за два часа до спектакля пришло сообщение, что можно прийти на самый последний-распоследний показ. Всего "Триумф..." прошел 17 раз официально (мне тут подсказали, что в первой серии было пять представлений), плюс превью для спонсоров - то есть 18, а это совсем немало на самом деле. Но я бы ходил снова и снова, смотрел и смотрел, слушал и слушал! И ведь каждый раз - открытие, хотя спектакль вроде бы не меняется.

Тем символичнее на финальном "Триумфе..." вышел казус из серии "нарочно не придумаешь". Кто-то из публики непременно уходит, не досидев до антракта - ну не понимают своего счастья, их трудности. В прошлый раз дядька из первого ряда выполз, на ходу подаренное пасхальное яйцо под пульты музыкантам уронил - ерунда. А сейчас того хлеще - спустилась на выход тетенька, ладно, бывает; так вернулась с капельдинером и вдвоем они стали вытаскивать парня, так сказать, "с ограниченными возможностями" - аккурат в тот момент, когда в зале включилось верхнее освещение и перформер - третий раз подряд попал на состав с Антоном Орловым - пошел раздавать по случаю "воскресения" порочного падре пасхальные яйца из корзины, ну и за ним с видеокамерой оператор. Вокруг меня сидевшие, наблюдая этот непредвиденный "эффект дополненной реальности", понятно, сочли, что Богомолову "уродов" на сцене оказалось недостаточно и он добавил постановке "иммерсивности"... Кстати, с третьего раза мне от Антона Орлова все -таки досталось яйцо. И еще, от знакомой зрительницей, конфета перед началом, точнее, две - при том что на мне отнюдь не платье в клубничку было надето... просто повезло!

А на втором акте полностью отрубились верхние титры сорокинской кавер-версии либретто - и тоже никогда за всю историю существования постановки не случалось похожего, только на последнем спектакле - будто знак, что следовало бы после перерыва проект возобновить, нельзя так оставить! При минимализме режиссуры, сознательном уходе Богомолова от "приколов", гротесковых образов, сюжетных поворотов, которыми насыщен первый акт, именно во втором титры играют еще более важную роль. Ладно я шестью днями ранее, а до этого еще трижды видел спектакль и многие куски помню близко к тексту - некоторые же из зрителей, слышно, сочли, что вместе с историями про маньяков и благотворительниц режиссер отказался и от титров заодно, что не соответствует действительности.

Но тем удивительнее мне было наблюдать, как певцы - редкий актер драмы сумел бы... - драматически, артистически отыгрывают - в статичных мизансценах! - и эмоциональные состояния, и взаимоотношения своих персонажей, и конфликты тех абстрактных категорий, которые воплощены композитором в вокальных партиях. Просто фантастические актерские работы - наглядно показать все, что заложено постановщиком, без текстовых подпорок, при том что музыка здесь не помогает, хорошо если не мешает: драматургия спектакля строится же не следуя партитуре, а на контрапунктах с ней, и в отсутствие текстовых субтитров вся смысловая нагрузка ложится на исполнителей... Феноменальный квартет солистов, никаких не хватит эпитетов, чтоб охарактеризовать Филиппа Матмана, Винса И, Дэвида ДиКью Ли и Хуана Санчо!

Вот что я с каждым разом понимаю все меньше, все хуже - это умение части аудитории получать "удовольствие" (между прочим, Удовольствие - один из вариантов перевода имени персонажа оратории Генделя, который тут фигурирует как Наслаждение) от музыкальной составляющей спектакля, игнорируя привнесенные Богомоловым смыслы, да и попросту сюжеты. Я-то окончательно убедился на пятый заход, что одно без другого в спектакле невозможно, ну или по крайней мере бесполезно: просто великолепное (кто бы спорил) исполнение "красивой" музыки оркестром и певцами - оно же, помимо прочего, противоречит духу, пафосу даже оригинальной версии либретто "Триумфа...", где Красота вынуждена признать свое поражение, ущербность, несостоятельность - в пользу Времени и Бесчувствия.

"Зеркало истины" (формулировка из кавер-версии либретто, выпавшем по техническим причинам из структуры спектакля на прощальном показе...), выстроенное Богомоловым в спектакле (и не только в "Триумфе...", но практически в любой из его постановок последних лет), дает всякому в него смотрящему отражение не льстивое, а скорее жестко-насмешливое, где-то может и гипертрофированное, но исключительно точное по содержанию - какое уж тут удовольствие в него вглядываться, этой процедуре сопутствуют впечатления совсем иного рода! С другой стороны, как говорит в подобных случаях Кама Гинкас, если спектакль доставляет эстетическое удовольствие, значит, он уже не "беспросветный". Так что всему свое место, свой срок и свой почет - красоте, правде, удовольствию, времени, наслаждению и бесчувствию. У того же Гинкаса (который практически одновременно с Богомоловым дебютировал как оперный режиссер "Макбетом" в том же МАМТе) прочел недавно и в связи с "Триумфом..." напоследок хочу вспомнить:

"Мы - животные. Причем стадные животные. Но цивилизация, мама, папа, хорошие книги, хорошая музыка, хороший театр, религия выкорчевывают из нас все те природные, скажем, вещи, которые тем не менее никуда не уходят. Мы с удовольствием готовы перепоручить решение своих вопросов начальству, обществу, кому угодно, отдать свою свободу Другому, не важно кому, только бы тот (Гитлер, Сталин, Буш-мл. или Путин) взял на себя ответственность за результат. Та кот, как относиться к человеку? Как к твари дрожащей? или все-таки верить, что он, я, мы справимся со своей животной сущностью?"

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments