Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Алые паруса" В.Юровского в БЗК: оркестр МГК, дир. Владимир Юровский

Консерваторский абонемент "Династия Юровских" открывал Михаил Юровский-отец с 4-й симфонией Владимира Юровского-деда:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3887538.html

А закрыл Владимир Юровский-внук с музыкой балета "Алые паруса". Несколько лет назад в цикле "Война и мир", наверное, самом грандиозном и удачном из многолетнего проекта "Истории с оркестром", Юровский с ГАСО играл пару фрагментов дедова балета, тогда же пообещал, ну или по крайней мере намекнул, что собирается исполнить его целиком:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3124434.html

Обещанного три года ждут, а в данном случае все четыре, и вот затею Юровский осуществил, но не со своим ГАСО, а с оркестром консерватории, состав которого (прежде всего духовые группы) усилили военными музыкантами, не зря же МГК с "силовиками" сотрудничает, пусть и от них будет польза искусству... Собственно, "Алые паруса" написаны в 1942-м, так что все даже как бы в тему, а консерваторскому оркестру с его преимущественно молодежным составом такая музыка пожалуй что и по духу ближе, чем академическому коллективу.

Правда я и представить не мог, что объем музыки "Алых парусов" настолько велик - хватило на два полновесных отделения, пускай и с фрагментами текста в исполнении Чулпан Хаматовой, но они, по счастью, оказались сравнительно невелики. Хаматова будто видела текст Александра Грина впервые в жизни даже как читатель, не то что как чтец, и режиссура какая-никакая, пожалуй, актрисе не помешала бы... с другой стороны, опыт последних "историй с оркестром" Юровского (беготня артистов по залу, бэушные тряпки и бутафория из папье-маше) показали, что иногда отсутствие режиссуры предпочтительнее. Хаматова же ограничилась присущим ей типичным, привычным манерным мяуканьем - но и то сказать, проза Грина столь чудовищна, этот претенциозный тяжеловесный стиль, любимый инфантильными советскими интеллигентами, в принципе непереносим на слух (пошлячество жуткое! глазами еще полегче воспринималось, по крайней мере раньше, а звучит просто дико, все эти уродливые выспренные метафоры, сравнения...), так что грешить на Хаматову нечего. По обыкновению Юровский работает с проверенными партнерами, и когда-то они с Хаматовой очень хорошо сделали реконструкцию "Египетских ночей" Прокофьева с Лондонским филармоническим оркестром, где хаматовская специфика пришлась (для образа Клеопатры) кстати -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2246324.html

- ну и для Александра Грина ее наигранные интонации тоже пригодились, диссонанса между текстом и голосом не возникало. А по отношению к литературному первоисточнику (до сих пор же эскапистский, идиотический "романтизЬм" Грина принимается многими за чистую монету!) музыка Юровского во всей ее вторичности звучала вопреки ожиданиям более чем выигрышно.

Слушая произведения Юровского-деда (кроме выступлений представителей "династии", впрочем, не особо-то их нынче и услышишь... записей тоже не достать, я пробовал искать в интернете - почти ничего нет), думаешь: автор - и не Прокофьев, и не Шостакович, и в то же время далеко не Дунаевский, но словно желает быть или как минимум казаться ими всеми одновременно! Чего у сочинений Владимира Юровского-ст., однако, не отнять - я для себя и по 4-й симфонии отметил - это, в первую очередь, эмоциональной заразительности. Рационально можно без труда отыскать изъяны композиции и стиля Юровского (вернее, наоборот, заметить чрезмерную "правильность", "форматность", соответствие не им придуманным канонам и в этом смысле абсолютную несамостоятельность музыкального языка), но моментами удержаться, не поддаться напору ритма или же лирической расслабленности (хотя "лирика" в музыке "Алых парусов" пошляческая, слащавая и тяжеловесная подстать прозе Грина уж точно) невозможно. Что все-таки роднит Юровского, на мой взгляд, прежде всего с Прокофьевым - другой дело, что любая эмоция у Прокофьева (о степени изощренности форм ее выражения я уже молчу) носит игровой, театрализованный, масочный характер, имеет подтекст, скрывает двойное дно; а Юровским транслируется, внушается через прямолинейную иллюстративность, тупо в лоб.

Так или иначе событие по-своему знаковое, произведение раритетное, исполнение достойное (скрипичные соло концертмейстера Елены Корженевич в номерах 3го акта были просто восхитительны!). Кроме того, концерт - одно дело, а другое - балет, и между прочим, в 1930-40-е годы, что наглядно продемонстрировала недавняя выставка к 100-летию музея Большого театра -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3942614.html

- репертуар главной имперской сцены изобиловал опусами, адресованными детско-юношеской аудитории, причем без всяких скидок на ее "неподготовленность", а не как впоследствии, либретто и музыку сочиняли видные литераторы и композиторы, спектакли ставили и оформляли перворазрядные режиссеры, хореографы и художники; какие-то названия сегодня ни о чем не говорят, а некоторые, когда всплывают, приводят в изумление, если уж не в восторг. От концертной версии музыки "Алых парусов" Юровского восторга, положим, нет - но запросто можно представить ее основой для современного, полноценного театрального спектакля, и балетного, и в каких-нибудь более замысловатых, мультижанровых форматах решенного. Сцены бурного моря, пляски в порту, идиллия и романтика на лоне природы, вальс, марш и т.п. - партитура Юровского щедро "укомплектована" разноплановыми номерами, каждый из которых в отдельности не слишком, положа руку на сердце, выразителен, но именно "классическая" балетная драматургия добавляет музыке обаяние и, что любопытно, сохраняет ее актуальность (а вовсе не язык, не авторский стиль, конечно - чего нет, того нет...), пригодность к употреблению.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments