Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Переславль-Залесский, художественный музей

Поскольку мне второй раз довелось на пути в Ярославль проезжать через Переславль-Залесский и вряд ли случится третий шанс, очень хотелось что-то да увидеть в городе, тем более что совсем недавно меня туда звали на вернисаж временной выставки акварелей, но я не смог добраться своим ходом, а тут вроде и по пути. Но и времени не хватало, и погода не располагала - пришлось ограничиться фресками Троицкого собора в местном монастыре и картинной галереей в музее-заповеднике. Среди фресок обнаружить хваленых "всадников апокалипсиса" не смог, а вот музейная коллекция живописи отчасти порадовала, что касается в первую очередь раздела конца 19-го начала 20-го века.

Хотя музей довольно большой, с неплохой подборкой деревянной скульптуры, с абсолютно стандартной (прялки, чучела) краеведческой экспозицией, резными воротами и т.п., с иконами - меня интересовали залы живописи на втором этаже, там - среди мусора, конечно, не без того - нашлось, что половить. В значительной степени собрание сформировалось (музей открылся в 1919-м году и сейчас православно-монархическо-капиталистический реванш не мешает праздновать его 100-летие, связанное, понятно, с культурной политикой большевиков) на основе реквизированной частной коллекции почетного гражданина города И.П.Свешникова, чей неплохой, кисти некоего С.Егоркова, портрет висит на видном месте, напротив портрета Шнакенбурга (1899) работы репинского ученика Горюшкина-Сорокопудова.

Академизм представлен на удивление достойным полотном Семирадского "Опасный урок" (античная сцена, "опасность" которой заключается в том, что юноша учит девицу стрелять из лука, при этом нежно обхватывая ее стан из методических, очевидно, соображений), реализм картиной Венига (вот не знаю кто таков) "Дедушка, спаси!", занятной не столько живописными достоинствами, сколько экспрессивным решением сюжета (испуганный внук жмется к старику, а у того самого глаза на лбу от страха, волки, что ли, нападают на них..). Плюс пейзажный этюд Поленова "Баржи", жанровые сценки В.Маковского "Дети", "За чаем" и его же мужской портрет, другие "Дети" К.Маковского, "Засада" Прянишникова (опять-таки "детский" сюжет - группа мальчишек подкарауливает компанию сверстников за углом, скорее игра, чем нечто зловещее); тривиальный шишкинский "Ручей в лесу", эффектная марина Лагорио "Боде на Лафонтенских островах в Норвегии" и замечательное "Уморье" Дубовского.

Окрестности "помнят" (виртуально, потому что фактически все расхищено, предано, продано) пребывание в этих местах Шаляпина и Коровина - целый "шаляпинский" зал тому посвящен, с витриной вроде бы подлинных бытовых предметов и артефактов, с афишами на стенах, все как положено. Коровинские произведения, пускай не самые выдающиеся, в экспозиции все же имеются - "Ранняя весна", "Праздник на воде", темпера "Охотино. Река" 1910-х гг., но теряются даже рядом с этюдами Бенуа и Лансере, тем более с "Березами" Нестерова, "Видом на усадьбу зимой" раннего И.Бродского, "Осенним пейзажем" Петровичева, зимним пейзажем Жуковского "Лесная дорога" и большим полотном Юона "Переправа через Оку", 1909.

Заметное и значительное место в постоянной экспозиции отведено местном уроженцу Дмитрию Кардовскому (позднее он периодами жил в Переславле - в 1919-м, в 1941-43, здесь и умер), а в еще больше степени его жене Ольге Делла-Вос-Кардовской: первый представлен по большей части этюдами, зарисовками, хотя очень неплохи "Портрет студента", 1905, и вид "Переславская рыбная слобода"; вторая размещена в разных залах и ее работы куда разнообразнее по жанрам, а по стилю ближе к авангарду 1920-х годов, хотя абсолютно вроде бы официозны тематически: "Прачка", 1906. "Футболист", 1925, "Мотоциклист", 1926, "Пионеры на привале", 1931, "Сбор яблок", выразительный "Портрет В.Качалова", 1937, и в витрине эскизы к открыткам 1930-х годов в эстетике более стандартной для эпохе, с румяными, осчастливленными Сталиным детьми.

Интересны также "импрессионистские" по технике холсты Б.Покровского, хотя о самом художнике я почему-то совсем не знаю... Хороши "Портрет скульптора Эрьзя" Малютина, 1926, пейзаж "Соснячок" Рылова, 1932. Но главное в этом разделе, по-моему - поздний Осмеркин, причем вещи, созданные на местном материале, что в такого рода городских музеях ценно прежде всего: "Переславль. Дом Никитина", 1948, "Плещеево озеро", 1948, а безусловный - в моих глазах - гвоздь коллекции "Девочка с грибами", 1934.

Вторая половина 20го века настолько бросовая, что смотреть не на что, разве только картина В.Попкова "Мисхор. Бадминтон", 1965, каким-то чудом сюда затесавшаяся, выделяется. Гулять по территории "заповедника" и хорошую погоду невозможно - выпирающие, торчащие из асфальтовых дорожек впиваются в ноги; на колокольню я бы раньше наверняка залез, но сейчас мне эти упражнения оказались не по возрасту и опять же не по погоде. А выставка акварелей Александры Коноваловой от галереи "Веллум", вернисаж которой я пропустил днями ранее, выяснилось, проходит не в художественном музее "заповедника", но где-то в выставочном зале, который искать уже совсем не было времени и сил.















Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments