Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

мы делаем уродов счастливыми: "Триумф Времени и Бесчувствия" Г.Ф.Генделя в МАМТе, реж. К.Богомолов

Красоту можно увидеть во всем - поет Красота.
Надо стремиться к прекрасному - поет Наслаждение.
Почему же ты не хочешь разделить наше наслаждение? - поют Время и Бесчувствие.


Челюсти времени мощны, ненасытны и работают безостановочно - будь у меня возможность, ходил бы на все запланированные 16 показов "Триумфа...", но досталось по одному из четырех в каждой серии, и за то низкий поклон: теперь стартовала последняя - так мало!.. Всякий раз воспринимаешь по-другому, по-новому - хотя ничего вроде бы не меняется внешне (ну кроме составов миманса - сейчас опять Валера Горин и Александра Виноградова работают, а вместо Евгения Перевалова, как и в феврале, Антон Орлов -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3960352.html

- однако искусство, что не впервые приходится отмечать, должно говорить правду, и в этом смысле является "зеркалом истины" (формулировка из сорокинского либретто!), в котором отражается смотрящий, видит только то, что способен увидеть, видит себя и контекст, а контекст, субъективный и общий, меняется. Пересмотрев недавно дважды за короткий срок "Гаргантюа и Пантагрюэля" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4036869.html

- в "Триумфе Времени и Бесчувствия" я теперь отчетливее наблюдаю, что какие-то моменты Богомолов использовал уже там, но в "Гаргантюа..." помимо того хватало и мягкой иронии, и слезливой сентиментальности, а в "Триумфе..." их вытеснил холодный, циничный сарказм. Вместе с тем с "Триумфом..." невольно соотносишь и взбаламутивший гнилое болото русскоязычной культурной "общественности" невинный перформанс Ильи Ромашко и Евгений Старцева, который на великое художественное произведение не тянет, но и не претендует, однако в записи смотрится нормально, эстетично, по меньшей мере занятно, и все же одни в ученическом эскизе видят бомбу диверсантов, другие тоже бомбу, но борцов за свободу (и через то первые со вторыми парадоксально сближаются). Богомоловский "Триумф...", понятно, изделие несравнимо более сложно устроенное технологически, формально, и многослойнее содержательное - но и он, как и "Слава", как и "Преступление и наказание", все недавние спектакли Константина Богомолова, "зеркалит", отражает смотрящего.

Подумать только - спустя два года после премьеры опять находятся бесчувственные, разочарованные, чуть ли не возмущенные - стало быть, отражение точное, правдивое ("Триумф Времени и Правды" - альтернативный вариант перевода названия). Для меня "Триумф..." - программное, фундаментальное высказывание Богомолова на сквозные в его творчестве темы, от диалектики живого и мертвого, временного и вечного, уродливого и прекрасного, до стремления всего сущего к своему концу, апокалиптическое ощущения неизбежной глобальной (ну и частной, индивидуальной тоже) катастрофы. Потому якобы разрозненные микро-сюжеты первого акта, будто бы не соотнесенные с бессюжетным вторым, складываются в такое цельное, хотя и прихотливо устроенное повествование, а истории жертв насилия (со стороны маньяка, родителей, воспитателей, благотворителей, общества) после устроенного террористами всемирного ада и воссоединения АББЫ (вот уж действительно, конец света!!) с их "барочно"-избыточными деталями в финале первого акта так логично по смыслу и стилистически органично приводят к минимализму, статике и прямолинейной символике второго, насыщенного при том тончайшими оттенками эмоций, психологических состояний.

Сюжет о трех монахах и их наставнике, полностью сочиненный Богомоловым поверх и музыки, и либретто (даже в сорокинской кавер-версии) оратории, на деле оказывается еще увлекательнее, но и трагичнее, чем гиньольные перипетии судьбы Лены Закатовой, суда над Чикатило и криминальные тайны благотворительных фондов: вот только что Влюбленный монах томился и "истекал белыми реками" по Красивому монаху, но стоило тому впасть в немощь и уродство, что произошло очень быстро, как вся любовь пропадает без следа и персонаж Винса И глумится над беспомощным, недееспособным, с выпавшей челюстью, персонажем Филиппа Матмана!

Винс безусловно по заслугам удостоен "Золотой маски" за лучшую мужскую роль в опере, хотя справедливо было бы отметить весь ансамбль - даже если где-то вокал не у всех ровный (азиатские артисты Винс И и Дэвид ДиКью Ли с его фантастическим диапазоном неизменно безупречны, у их европейских партнеров случаются мелкие голосовые проблемы, Хуан Санчо, допустим, как тенор отдельно он квартета малость уступает по вокальной части, но актерски и он здесь незаменим!). Вообще главный парадокс "Триумфа...", наверное, в том, что музыкальный план, максимально приближенный к совершенству (оркестр Филиппа Чижевского, певцы... ну и партитура Генделя, разумеется! в которой с четвертого прослушивания практический каждый номер сойдет за хит, благо многие из них еще и повторяются в других операх и ораториях композитора, а Гендель ныне регулярно на слуху), казалось бы, ну совсем не соотнесен с театральным, драматическим, мимансовым, визуальным, самодостаточен и чуть ли не противопоставлен ему - но именно на таком контрасте и возникают смысловые скрещения, образующие драматургическую композицию спектакля.

До приторного "сладкие" арии, помещенные в структуру "черного", саркастичного режиссерского либретто, в метафоричный "натурализм" поэтических строк вокальных номеров на субтитрах - ничего не теряют музыкально, но вместе с тем придают спектаклю на основе барочного шедевра, ныне в ином формате (а осенью ожидается концертное исполнение оратории в БЗК тем же составом!) воспринимаемого как не более чем благозвучная безделка, специфический "запах наслаждения", красоту "с душком". Когда замерзают иллюзии - как страшен холод правды, как обжигает мороз стыда!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments