Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"История игрушек-4" реж. Джош Кули

В свое время - уже почти десять лет прошло - "История игрушек-3" растрогала меня буквально до слез:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1774940.html

То ли я стал черствее, то ли четвертый фильм получился менее проникновенным, но смотрел я его спокойнее, хотя в сущности он не хуже предыдущей части. Новая серия отсылает к предыдущей моментом расставания набивного, тряпичного ковбоя Вуди с фарфоровой куколкой-пастушкой Бо (и прилагающейся к ней в комплекте "трехголовой" овечкой...). Дети вырастают - это основной, сквозной момент франшизы, но теперь он подается под иным, не столь острым углом, и в совершенно ином идеологическом контексте.

Сюжет серии строится на том, что девочка Бонни, очередная хозяйка Вуди и его игрушечных друзей (космодесантник Базз, проволочная собачка Спиралька, тиранозавр Рекс и остальные, включая самых крошек...) собирается в подготовительный класс, где ей, понятно, будет не до малышковых забав - игрушки напрягаются. Но перед школой девочка с родителями едет на праздник, на ярмарку с каруселями, тиром, прочим луна-парком: там Вуди и встречает в антикварном магазине старую подругу-пастушку, но становится жертвой охоты ровесницы, винтажной куклы, по причине заводского брака лишенной голоса и оттого, уверена она, не обретшей с 1950-х годов своего хозяина-ребенка, однако продолжающая мечтать о нем и готовая заплатить за этакое счастье любую цену.

Вуди и Бо сражаются с бракованной куклой и ее наемными "болванчиками" в интерьере антикварного магазина, но конфликт разрешается неожиданно, и вообще сюжет, как ни удивительно, развивается интересно, непредсказуемо подчас парадоксально. Вуди соглашается отдать свое встроенное аудио-устройство кукле, та получает желанное - но мечту не осуществляет, оказывается вожделенному ребенку-девочке и говорящей не нужна. Потому что, намекают авторы, любят нас не за конкретные достоинства, а просто так, и все же это не основной пафос фильма.

Еще в предыдущей серии, меньше десяти лет назад, ковбой Вуди выглядит абсолютно романтическим - ну насколько это в игрушечно-мультяшном формате возможно - героем, а его убеждения - искренними и не подлежащими критической ревизии. Теперь ковбойская "верность" вступает в конфликт с пастушечьим стремлением к "свободе", с нежеланием, необязательностью зацикливаться на конкретном ребенке, на преданности хозяину, ведь мир так велик и богат на возможности! Конфликт не смертельный и на отношения ковбоя с пастушкой катастрофического воздействия не оказывает, но становится в драматургии и идеологии (а полнометражный мультфильм сегодня невозможен без идеологии) центральным.

Пробное посещение подготовительной школы перед развлекательной поездкой на ярмарку подарило Бонни нового друга, вернее, она его смастерила сама из мусора, взяв за основу использованную пластиковую ложковилку, и самодельный Мистер Вилкинс моментально стал любимцем девочки. На протяжении всего фильма ковбой Вуди не столько за себя, за старых друзей и за прежнюю любовь сражается, сколько за возвращение к хозяйке Вилкинса, который сперва тупит и мечтает о теплой тихой помойке, не сознавая своего игрушечного счастья, а потом оказывается заложником бракованной куклы и ее болванчиков, мечтающих через Вилкинса заманить Вуди в магазин и там его распотрошить на предмет разговорного устройства.

По сути Вилкинс - единственный свежий персонаж в четвертой "Истории игрушек" - и есть ее главный герой: он не заводская продукция, он самоделка из отходов, но вся любовь хозяйки перенаправлена на него, а в эпилоге на титрах Бонни еще и друга, или подружку, ему находит, ну опять же сама делает, из пластикового одноразового столового ножика. Вилкинс - безмозглый, неказистый, лишенный "игрушечной" этики (про эстетику и говорить нечего - помоечный отход он и есть отход), и все же его время пришло. Авторы не делают из этого наблюдения трагедию, но реализовано в мультике оно точно и внятно.

Мало того, сегодня, пожалуй, исключительно в мультике про игрушечных персонажей из американских 1950-х герой и может сохранить сколько-нибудь "позитивный", "романтический статус", придерживаясь "мракобесных" ковбойских принципов - тем "История игрушек" в первую очередь и интересна. Трудно представить подобное в "большом", "серьезном" кино... увы! Да и игрушкам ненамного легче - выбор у них теперь невелик: между сомнительными перспективами заваляться на чердаке невостребованными единственным хозяином или быть растерзанными толпой озверелых малолетних незнакомцев; между луна-парком и антикварным магазином.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments