Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Scala", компания "Маленькие часы", реж. Йоанн Буржуа

Качественный, достаточно занятный, умеренно (это еще в лучшем случае...) изобретательный, почти невербальный (но, как водится, что-то малозначительное проговаривают вслух) и абсолютно форматный для Чеховского фестиваля последнего десятилетия спектакль-перформанс эстрадно-циркового жанра, где компактно (хронометраж минимальный - около 50 минут без антракта) выражена нехитрыми средствами еще более нехитрая мысль: коротко, вполне динамично и незамысловато, что называется, "без напряга", смотрится наиболее выигрышно на отдалении и строго по центру, потому что основная игровая площадка сильно поднята и поделена на две половины той самой пресловутой, в заглавие вынесенной лестницей.

Семь артистов, из них две девушки, представляют главного героя и его партнершу: у нее один двойник, у него гораздо больше. "Двойники" то синхронизируют движения до полного отождествления, то распадаются на "фракталы" и начинают с друг другом словно "конкурировать" за место в пространстве, а пространство за счет системы батутов и люков становится третьим, пожалуй что и главным действующим лицом. Собственно, если уместно здесь говорить о драматургическом конфликте - то это конфликт между человеком (в разных его ипостасях) и пространством. А также, заявляет автор спектакля, временем - но честно говоря, аналитической работы с временем я (категориями времени и пространства долго занимаясь) не заметил, исключая разве что фатальную неспособность человека преодолеть инертность пространства и неизбежное, фатальное движение к поглощению им, к растворению в нем.

Акробатические упражнения с падениями и взлетами на батутах, отталкиванием от вертикальных поверхностей, провалами сквозь "пол" смотрятся эффектно. В меньше степени - из обихода клоунов старой школы заимствованные примочки вроде подгибающихся ножек стула, переворачивающегося стола, накренившегося комода, откуда вылетают внутренние ящички... Россыпь черных шариков, скатывающихся по ступенькам, и подавно выглядит наивно. Общая же "картинка" с ее расщеплением персонажей, "симультанностью" и прочими давно расхожими приемами, появлением одновременно "двойников" из разных концов, углов декорации, вторична (мягко говоря) и простовата не то что по отношению к виртуозным перформансам Папаиоанну или видео Рыбчински (до хотя бы ближайшему местному аналогу - "Двум комнатам" в "Гоголь-центре"), но находкам театра аж середины прошлого века (похожие "штучки" предложены еще Эженом Ионеско в "Стульях", причем в тексте прописаны ремарками, предлагающими появление героини из разных дверей при участии актрисы-дублерши), и сейчас, когда уже и визуальные находки Робера Лепажа (несравнимые по осмысленности, содержательности!) воображения не поражают, шарики и прыжки Буржуа вызывают снисходительную улыбку.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments