Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Перикола" Ж.Оффенбаха на Камерной сцене Большого, реж. Филипп Григорьян, дир. Филипп Чижевский

"По обыкновению, Аннинька вышла перед публикой в «Периколе» и привела самоваровских обывателей в восторг. Возвратившись в гостиницу, она нашла в своем номере пакет, в котором оказались сторублевая бумажка и коротенькая записка, гласившая: «А в случае чего, и еще столько же. Купец, торгующий модным товаром, Кукишев».
М.Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы"


Популярность "Периколы" к концу 19го века, в том числе на русскоязычных территориях, сегодня вообразить трудно - после спектакля Немировича-Данченко и Лужского 1920го года, стало быть, за последние сто лет она, в отличие от других оперетт и опер Оффенбаха, в Москве не ставилась (или все-таки ставилась?.. сведений я не нашел...); экранизировалась однажды, в 1984-м (надо бы посмотреть, я фильма не видел) специально нашел и посмотрел фильм после спектакля:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4037894.html

В Большом на площадке Камерной сцены им. Б.Покровского, однако, выпустили не "оперетту", но "оперу-буфф" - разница принципиальная. И вместо распространенной практики адаптировать, транспонировать, переосмысливать фабулу, сохраняя аутентичное либретто, да еще и на языке оригинала, режиссер Филипп Григорьян и драматург Илья Кухаренко поступили наоборот: не только говорят, но и поют артисты по-русски, причем старый текст репризных диалогов отредактирован минимально, только сокращен, а вот стихи куплетов переведены и переписаны Женей Беркович заново - эффект замечательный!

Заглавная героиня "Периколы" либреттистами Мельяком и Галеви заимствована из комедии Проспера Мериме - уже одно это обстоятельство роднит оперетту или, если угодно, оперу Оффенбаха с "Кармен" Бизе, а есть еще и другие: экзотический антураж, роковые страсти, измены, наконец, тюрьма... Но в "Периколе" все это как бы не всерьез, начиная с обстановки, с географических и социальных реалий - действие происходит в Лиме, столице испанской колонии Перу, на праздновании именин (в спектакле - дня рождения, точнее, 65-летнего "юбилея") вице-короля Дона Андре де Рибейра. Народ разгулялся, а бедным уличным певцам, паре влюбленных, Периколе и Пикильо, так-то не до радости, но вдобавок дон Андре положил глаз на Периколу и намерен сделать ее своей фавориткой, для чего, соблюдая приличия, спешно требуется выдать девушку замуж. Пьяного Пикильо вслепую женят на его же невесте - с тем, чтоб невеста досталась другому.

В сценографии Филиппа Григорьяна и костюмах Влады Помиркованой утрированно-пестрый колорит латиноамериканского карнавала, воссозданный с оглядкой где-то на мексиканских "муралистов", где-то на творчество художников группы "Кобра", и вписанный в серую коробку (толстые стены и скрытые за панелями многочисленные рычаги, рубильники и т.п. выдают в ней секретный бункер, да и "три сестры", совладелицы кафе, одеты в форменные костюмы, снабжены рациями) с "мраморным" фронтоном, не отдаляет, но парадоксально приближает обстановку условного, полувоображаемого города с противоположной стороны экватора к реалиям, которые открываются взгляду сразу за стенами театра, лишь выйди на Никольскую. Про то, как второй и третий по статусу люди в государстве, придворный кавалер дон Мигель и губернатор города Дон Педро вдвоем скачут,изображая ламу внутри огромной ростовой куклы, и говорить нечего - еще и не так раскорячишься, чтоб угодить первому лицу. Вместе с тем Алексей Сулимов и Азамат Цилити еще и, само собой, отлично поют; Азамат Цилити уже во второй премьере подряд на Камерной сцене Большого показывает себя во всем блеске - не только как вокалист, но и как драматический актер, и как перформер, пластика у него фантастическая, голос превосходный, а образы - на уровне лучших актерских работ в драме, будь то двойник-андроид из "Телефона. Медиума" Менотти в недавней постановке Молочникова -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3982865.html

- или вот теперь губернатор Лимы в "Периколе" Григорьяна. Дону Андре как вице-королю вроде бы не пристали сложные перевоплощения - но "товарищ Первый" по собственной инициативе выходит на улицу к народу инкогнито, дабы убедиться, что народ счастлив не напоказ, а до глубины души, от сердца полноты, и именно в этой своей "инспекции" наталкивается на бедняжку Периколу; далее Дон Андре меняет имиджи еще более радикально, превращаясь в фантасмагорического персонажа кислотных расцветок (Григорьян любит яркие тона) и костюма, и волос, а вокал Сергей Байков в роли губернатора демонстрирует самый что ни на есть "академический", на контрасте голоса и имиджа это все отлично работает.

Вообще оффенбаховские тру-ля-ля довольно-таки монотонны, на самом деле - но исполнители главных партий, Ульяна Бирюкова-Перикола и Станислав Мостовой-Пикильо - скидок на "легкость" материала не делают, поют великолепно. И может спектакль в целом какие-то поводы для споров дает, но чудо, сотворенное дирижером Филиппом Чижевским, безусловно. Чижевский исполняет много, с одной стороны, барочной музыки, с другой, современной, только что написанной; Оффенбах для него, казалось бы - "семечки", там играть-то нечего... А играют - и оркестр Камерного давно так не звучал! - будто музыка впрямь выдающаяся, настолько тонко, с такими оттенками... Старый каламбур "от Баха до Оффенбаха" обретает свежий смысл, и не противопоставляет, но сближает, казалось бы, несовместимые (а в сущности же напрямую связанные, да просто единые) музыкальные миры. Что еще неслучайно - как раз Филиппа Чижевского следует считать, мне думается, главным в своем поколении "наследником" Геннадия Рождественского, любимым из его учеников последних "призывов", которого Геннадий Николаевич особо выделял, с которым сам непосредственно в своих концертах работал (я был тому свидетелем), потому Чижевский, стоящий за оркестровым пультом в театре, который Рождественский создавал вместе с Покровским и музыкальным руководителем которого, по крайней мере номинально, оставался до конца - явление во всех смыслах неслучайное, знаковое.

Пожалуй, самое удивительное, неожиданное в нынешней "Периколе" именно то, что она дает больше поводов думать про музыку, которая, при всем почтении к юбиляру - а Оффенбаху 200 лет, и в Большом, шутка ли, на протяжении недели состоялось две премьеры на основе его опусов, днями ранее репертуар Новой сцены пополнился балетом Мориса Бежара "Парижское веселье" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4034850.html

- вроде бы все-таки числится (ну за исключением "Сказок Гофмана", ладно) по второму разряду.

В постановке же - где, кстати, хореография Анны Абалихиной также немаловажная роль отведена - совершенно феерическим мне показался первый акт - остроумный, насыщенный забавными деталями, но строго, концептуально продуманный, где все на месте, вплоть до мимансового персонажа-лифтера, смуглого подростка в форменном красном костюмчике и шапочке, который обслуживает персональный дворцовый подъемник вице-короля (тоже типичная григорьяновская "фишка" - хотя раньше Филипп карликов больше задействовал...), и вместе с тем исподволь, ненавязчиво проводящий значимый сатирический мотив, что касается и сатиры нравов (продажность, порочность и вульгарность равно как "верхов", так и "низов"), и, сколь возможно, политической... Хрестоматийные куплеты Периколы в т.н. "сцене опьянения" - целиком оперетта прочно забылась, но вот этот номер сохранялся как концертный шлягер и даже слишком активно эксплуатировался всюду и всеми, от покойной Елены Образцовой до участников игровых телешоу - в драматургической композиции спектакля несут функцию, сходную с Хабанерой в "Кармен": здесь уличная певичка вдруг предстает роковой красавицей-соблазнительницей, а отнюдь не смехотворной перебравшей с выпивкой девицей (при этом у Пикильо под курткой "десантская" тельняшка и "защитная" кепка на голове - вероятно, как и Хозе, он по меньшей мере в недавнем прошлом военный, ветеран). А куплет "Прекрасные дамы" будто невзначай, но осмысленно и своевременно превращается благодаря подчеркнутому жесткому ритму чуть ли не в "революционный" марш, что идеально гармонирует с художественным решением, с оформлением сцены.

Для Филиппа Григорьяна в музыкальном театре "Перикола", насколько я понимаю - дебют, а из его драматических и перформативных сочинений премьера в Большом прежде всего заставляет вспомнить "Женитьбу", и отнюдь не исключительно внешними приметами, "картинкой" (кроме того, музыкальным лейтмотивом в ней служила тема из неоконченной 10й симфонии Малера...), но и по сути, на уровне проблематики, связанной с необходимостью - и невозможностью - выбора, с разными сторонами свободы и зависимости... эти вроде бы бесконечно удаленные друг от друга истории Григорьяном вольно или невольно сближаются:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3042983.html

Короче, из старомодной, затхлой оперетки получился в целом яркий актуальный и вовсе не "пустой", не "легковесный спектакль - победа несомненная. Однако конец 2-й картины 3-го акта и финал малость невнятны, вызывают недоумение, ставят в тупик, начиная с момента, когда краснобородый, "мультяшный" вице-король спускается в узилище, где томятся арестованный Пикильо и его жена Перикола, а также пробившийся к ним в соседнюю камеру через стену заключенный-ветеран маркиз де Сантарен. Честно скажу - куда, в каком направлении далее ведут драматург и режиссер развитие событий, я уловил не вполне. Женская фигура в белом брючном костюме и под маской - видимо, некая "аллегория", воплощающая, персонифицирующая "общественное мнение", которого должен страшиться кто угодно, включая и вице-короля. Но вице-король вместо того, чтоб уступить, добровольно отказывается от привилегий власти, разбивает бутафорским молотом декоративную стенку "тюрьмы", и увлекает за собой "на свет" молодоженов Периколу и Пикильо. Воспринимать ли это как неизбежное торжество свободы (над чем?) или как бегство от реальности, или вовсе как метафору фатального поражения, отступления индивидуальности перед массой, радоваться ли, огорчаться - я для себя не решил, и тут даже музыка - которая играет, понятно, весело, бодро... - мне не помогла.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment