Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Мещане" М.Горького в Театре на Васильевском, реж. Владимир Туманов

Когда режиссер перед самым началом показа вышел на сцену с объявлением, что по возвращении из балканского тура на границе задержали декорации, костюмы, реквизит, ВООБЩЕ ВСЕ, и артисты вынуждены будут играть ПО СТАНИСЛАВСКОМУ, единственным на весь огромный зал, кто сразу, едва успели исполнители пару реплик озвучить, побежал на выход, оказался Пизденыш, вылез из середины второго ряда и был таков - ну Пизденыш известный знаток и ценитель, ему фуфло не впаришь, везде его ждут, все ему рады, всегда знает, куда пойти. Прочие же маленькие любители и местный народ, припухши от неожиданности, даже в антракте не особо расходился, я сам грешным делом поймал себя на мысли, что неизвестно еще, как смотрелся бы жуткий наигрыш васильевских артистов в пышных символичных декорациях - которые представляю себе по фотогалерее с сайта театра: специально полез проверил, а то возникло подозрение, что история с границей входит в режиссерско-сценографический замысел, но вроде нет: добротная меблировка, сервировка и всевозможно "густой" быт вдобавок утопают среди искусственного, считай "райского" сада, растений в кадках, некоторые плодоносны... - однако ж вот в вынужденном формате "догвилля" спектакль, поначалу наводящий уныние, уже к середине первого действия, концу 1го (из 4-х) горьковского акта, раскручивается, "разгоняется", набирает обороты; он не становится, конечно, более утонченным стилистически или содержательно глубоким, достойным внимания Пизденыша - но простых людей вроде меня против всех заведомых предубеждений захватывает!

Признаюсь также, что в первую очередь любопытно было посмотреть на Юрия Ицкова в роли Бессеменова - на экране Ицков чаще воплощает эпизодические фигуры ментов, уголовников, нацистских пособников, сталинских мелких бюрократов и всякую такую гнусную шваль с уклоном в карикатурное злодейство либо, в лучшем случае, дежурный комизм, а тут - главная роль из классического, хрестоматийного репертуара! Многие киношные и сериальные свои наработки, ну попросту штампы, Ицков для Бессеменова использует - но это, как ни удивительно, тоже отчасти любопытно, и занятно наблюдать, как к финалу истерика разоблаченного немецкого диверсанта переходит у него (неорганично, а все же эффектно) в тихую "многозначительную" монологическую коду: дескать, "терпели и будем терпеть..." - обрезая настоящий, горьковский финал пьесы (он совсем другой, другая кода, другая, стало быть, "тональность", и, как сказал бы покойный С.Ю.Юрский, "другая музыка" - вот тебе и "священные традиции"!).

В целом актерский ансамбль неровный, и к примеру, Акулина Ивановна-Надежда Живодерова получается совсем уж колхозной клушей, слюняво кудахтающей; зато Нил-Алексей Манцыгин с гопницкими замашками (артисты же по большей части и играли в чем по улице пришли, Нил в майке и бейсболке домой к приемному отцу заявился...) очень получился живенький. Правда, по существу главным конфликтом, насколько я уловил, режиссер из пьесы берет противостояние Бессеменова не столько идейно-политическое приемному Нилу, сколько поколенческое отцовско-сыновнее родному Петру, а играющий его Арсений Мыцык ну очень уж напирает, нажимает... Может и против логики спектакля, ну или в силу большего профессионального опыта Юрий Ицков поддается, уступает партнеру... Так натужный драматизм к финалу вместо прорыва в трагедию отдает пошловатым фарсом и делает "пронзительную" надуманной, неубедительной. И откровенно балаганным показывает Сергей Лысов несчастного Перчихина - какая-то милляровская Баба Яга, обмотанная не то платком, не то шарфом, в цветастой рубахе навыпуск (причем судя по фотогалерее так и задумано, именно Перчихин от злодейств таможенников пострадал менее всех... весь смак сохранил, а не стоило бы накапливать).

Женские роли вышли - несмотря на легкие платьица, а у вдовы Елены так и яркую маечку (плюс макияж вырви глаз) довольно безликими и вместе с тем тяжеловесными. И прям до слез - попытка этюдным методом имитировать простейшие бытовые действия в отсутствие предметной атрибутики: пианину васильевцам впридачу к венским стульям нашли и поставили, но со швейной машинкой, самоваром и т.п. не заморачивались либо не успели, так они и "показывали", буквально на пальцах - по Станиславскому! Ну и певчий Тетерев-Михаил Николаев через край колоритен с вываливающимся из под вязаной кофты пузом - я сперва решил, что накладки у него, а потом как он кофту снял, рубашку распустил, глядь - не, натурально все, тоже по Станиславскому. При всем том, странное дело, смотрел я "Мещан" куда увлеченнее, чем пермских "Головлевых" С.Федотова или питерских "Казаков" (они же "Беглец") А.Заббарова. Не знаю, насколько велик вклад в успех таможенников - тут допустимы полярные суждения. Я бы сторожей границы похвалил, а кто-то наоборот. "Чувствуется высокий уровень, хорошо играют - но не стоило им играть без декораций, без костюмов... неинтересно" - бабки рядом в антракте судачили, и тоже не ушли, досмотрели.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments