Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Головлевы" М.Салтыкова-Щедрина, театр "У моста", Пермь, реж. Сергей Федотов

Декорация к спектаклю придумана и построена будто еще до изобретения "сценографии" - это именно "декорация", имитирующая на посильном театру материальном уровне интерьер усадебного дома, а вернее, сразу двух, потому что действие по сюжету перемещается из одного имения Головлевых в другое, хотя перемены мест обозначены лишь незначительными перестановками (носят стулья, двигают занавеску). Дом старый, мрачный - неудивительно, что в нем привидения завелись! Актеры вслед за режиссером тоже не заморачиваются насчет неоднозначности персонажей, при этом и не утрируя их до маски, которая могла бы оправдать плоский характер. Неспешные диалоги в статичных "застольных" мизансценах до антракта угнетают занудливостью, потом, за счет развития фабулы и включения новых лиц представление несколько оживляется, несмотря на ходульность, предсказуемость и внутреннюю пустоту не только центральных (маменька, Иудушка), но и всех прочих фигур.

Такой тип театра для меня в принципе чужой, но это я знал заранее и ни ритм, ни одномерность героев, ни отсутствие попыток сколько-нибудь свежего взгляда на материал меня не смутили, я к ним был готов, видел другие спектакли "У моста" ранее. Ход с появлением "призраков" умерших Головлевых - тоже не самый свежий. Главная проблема этой конкретно постановки - литературная, драматургическая: инсценировка убивает дух Салтыкова-Щедрина начисто, сводит его трагический сарказм к обытовленному мелодраматизму. Авторского текста в инсценировке нет, он частично передан героям - саркастическая интонация, двойственность писательской позиции (парадоксально и бескомпромиссной, и сочувственной) утрачены. Актерский нажим - касается и речи, и мимики (да еще в отсутствие сколько-нибудь внятного пластического решения) - окончательно лишает звучащую речь многомерности, богатства оттенков.

Несмотря на что к финалу с его натужным символизмом (распахиваются, словно окна, семейные портреты Головлевых в стене, параллельно из иконостаса вываливается икона) все, как и в недавней, визуально и пластически куда более любопытной, изобретательной версии "Головлевых" для кукольного театра, показанной в Москве коллективом из Сахалина -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4014587.html

- фатальный трагизм подменяется примирительной слезливостью, после всего непоправимого зла, которое герои принесли друг к другу (и приносили поколениями прежде!) они рассаживаются рядком-ладком вкруг стола, как бы позируя для общего "семейного фото". Если уж признавать право за формулировками типа "надругательство над классикой", то вот эталонный пример настоящего - без мультимедийных заморочек, актуализации... в чистом виде - "надругательства", растаптывания (причем неумелого прежде всего именно в литературном плане, уж очень коряво в инсценировке сведены сюжетные линии...) хрестоматийного шедевра до состояния мокрого места.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments