Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

клубничка с яйцами: "Сны Босха", театр-цирк "7 пальцев", реж. Сэмюэль Тетро

Заранее предупрежденный, что надо вытерпеть занудство первых 30-40 минут, и тогда под конец ждет награда, я распределил ресурсы, но оказалось, что вторая половина еще скучнее, еще лажовее, а главное, еще дальше от Босха: если сперва создатели шоу еще как-то привязывают свои нехитрые трюки к миру картин художника, "инсценируя", ну или, вернее, "иллюстрируя" отдельные его сюжеты, то далее пластика лишь механически накладывается на компьютерную анимацию.

Последняя, надо признать, сама себе неплоха, и "ожившие" благодаря современным технологиям старые полотна смотрятся на большом экране (до того, как хозяева Театра мюзикла отжали центровое здание, в нем же крупнейший кинотеатр располагался) весьма эффектно, может быть это вообще лучшее, что в "Снах Босха" есть, да только от киносеанса вместо театрализовано-циркового представления радости мало (причем, выясняется, не мультик создан под спектакль, а наоборот!!), что касается цирковых трюков - то уровень этих экзерсисов по большей части самодеятельный, и создается ощущение, будто не по семь и даже не по пять, а по два, максимум по три пальца на руках у исполнителей, тогда позволительно будет сделать скидку убогим...

В довершение всего самопальная, с позволения сказать, "драматургия" постановки держится на фигуре некоего искусствоведа в штатском, типа ученого, лектора, который своим одновременно велеречивым и косноязычным ликбезом якобы вводит публику... не, не в заблуждение, в пространство живописи Босха он ее вводит, стараясь ответить на вопрос "что хотел сказать Босх на самом деле", пока художник помирает в своей постели (я не знаю, что хотел сказать Босх, но либреттисты с семью пальцами ничего не сообщили ни умного, ни хотя бы внятного, ограничились какой-то банальной чушью про индивидуальность и совесть, пробуждаемую творениями Босха). У лектора есть 12-летняя дочь, которая смотрит его выступление по ТВ уже после того, как он свою речь отрепетирует - при первом выходе следует оговорка, что это репетиция, но затем обрывочные спичи оказываются уже лекцией, произнесенной на родине художника. А до этого искусствовед успевает познакомиться с молодой заинтересованной девушкой, которая обещает приехать к нему в Амстердам, тот дает ей визитку - совершенно никчемная путаница возникает в этой истории лектора, призванной скреплять композицию.

"Искусствоведческие" измышления (на уровне предположений, что Босх черпал вдохновение в галлюцинациях, вызванных наркотическим грибом спорыньей, заражавшим злаковые культуры Фландрии - версия, впрочем, не утверждается, как бы даже опровергается), в сравнении с которыми и Паола Волкова сошла бы за дельного специалиста, сдобрены дебиловатыми хохмами вроде того, что при упоминании "Великого мастурбатора" Дали лектор вдруг запинается, мол, "я тут ни при чем, я женат, хотя после тринадцати лет брака..." - насколько это в принципе смешно и тонко, вопрос вкуса, но в босховском контексте просто гнусно звучит. Помимо Сальвадора Дали в последователи Босха записали Джима Моррисона, упомянули походя сюрреализм - тем и ограничились.

Ну и виртуальное, анимационное путешествие по живописи Босха постоянно возвращается к "Саду земных наслаждений", то есть набор исходных знаков очень ограничен. И вот к этому скудному образному ассортименту - яйцо, клубничка (символ сладострастия и бренности жизни, поясняет "лектор"), сгорбленные монстрики с трубообразными носами-клювами, торчащими из-под капюшонов - художник Анж Потье - приложены самые примитивные цирковые номера: жонглирование шариками-яйцами, акробатика, воздушная гимнастика... Стойка полуобнаженной девушки на руках, помещенной в виртуальный босховский "пузырь", по крайности неплохо смотрится, но дуэт на летающем обруче к Босху имеет отношение постольку, поскольку обруч "превращен" за счет дополнительного элемента в "ключ от рая" с правой части все того же "Сада земных наслаждений" (это становится известно из "лекции"...), а последующее сольное упражнение на трапеции содержательно не привязано ни к чему вообще.

Предфинальные акробатические игрища в "апокалиптическом" пожарище при затемнении трудно разглядеть, да и сомневаюсь, что они выгодно отличаются от предыдущих номеров - с чего бы? Так понемножку туповатого ликбеза, убогой акробатики и броской компьютерной анимации в халтурном замесе дают продукт на удивление ходовой - до сих пор программы "Семи пальцев" таким успехом не пользовались, эксплуатация имени Босха дала неплохие коммерческие плоды (вот тебе и скоропортящаяся "клубничка", символ быстротечности жизни...), над творческой же составляющей решили, стало быть, не заморачиваться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments