Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

комары оттеняют неподвижность: "Ежик в тумане" в Московском театре кукол, реж. Наталья Пахомова

Постановка небезосновательно, в чем я теперь наконец-то убедился, считается гордостью МТК на Спартаковской и, насколько понимаю, "программной" для его репертуарной политики - давно собирался посмотреть, однако "Ежик..." позиционируется как спектакль не совсем детский, потому идет всегда вечером, как вдруг неожиданно днем показали, и я воспользовался случаем. Иммерсивные куклы - явление действительно неординарное, любопытное, хотя много в "Ежике..." я воспринял неоднозначно, начиная с системы запуска зрителей.

Подзаголовок "сказка с закрытыми глазами" следует понимать буквально, а для театра это уже вызов, для кукольного тем более: чтобы зайти в зал, надо закрыть глаза, а тебя, уцепившегося за хворостинку, актеры проводят к месту, к пуфику. Рельеф туманной "местности" при этом таков, что лично я и с широко открытыми глазами, подавно закрытыми, готов был навернуться при каждом шаге - где-то подъем, где-то скользко, где-то камешков насыпано и можно споткнуться, а о "потолок" ворот-дупла внутри ствола дерева стукнулся-таки макушкой: конечно, для пущей "атмосферности" все сгодится, но покалечиться еще сильнее не хотелось бы... По моим наблюдениям дети, которых все равно на кукольном спектакле много и сильно моложе обозначенного в проспекте возрастного ценза, тоже "вслепую" не играют, что объясним - интересно же видеть, что происходит.

Видеть и в самом деле интересно, хотя основной канал восприятия спектакля, как и было сказано - слуховой; вдобавок к нему идут осязательный (с мокрых простыней капает мелкий холодный дождик, медвежонок норовит маленьких зрителей погладить лапой по голове, от чего я, по счастью, отказался избавлен - правда, по мне прыгал заяц...) и даже вкусовой (раздают медовый чай в металлических кружках). Заявлен и обонятельный, но обещанных "ароматических эффектов" я, признаться, не уловил. Так или иначе, зрительный канал остается факультативным. Возможно, для полноты картины (прошу прощения за невольный каламбур) публике не следовало бы оставлять свободу выбора и попросту завязывать глаза на входе - аудио-перформанс выстроен изощренно, тонко, пускай из подручных, хенд-мейдовых средств ("поющие" бокалы, обозначающий хлопанье крыльев пролетающей совы шум раскрытых зонтов, звон комариков, которых на протяжении всего спектакля отсчитывает ежик, а в финале счет обнуляет, шорох веток и листьев и т.п.) - кстати, на показе я наблюдал группу "слабовидящих" с белыми тростями... - однако эксклюзивность звукового ряда по факту сводит на нет присутствие в спектакле собственно "сумерничающих" кукол.

Зооморфные персонажи представлены куклами разных типов, каждый по одному: Ежик - "перчатка" (я лишь к финалу разглядел лапки у него на животики, до того он постоянно терся ими о дощечку-подставку, опять же, выдавая себя больше звуком, чем визуально); Заяц - планшетный; Медвежонок почти "ростовой" (хотя артист не полностью скрыт внутри); эпизодические образы - пролетающая разок над зрителями сова и гигантская, очень эффектная, в "туманных" простынях возникающая белая лошадь, кажется, величины более чем натуральной (художник Евгения Шахотько). То есть образный строй постановки преимущественно к звуковой партитуре сводится, разнообразной, насыщенной - при минимальном использовании собственно кукольных техник, что не хорошо и не плохо, но сегодня стало общим местом и задачам постановки адекватно.

Основные же мои сомнения связаны с понятием "сказки" - открыты глаза или закрыты, но сказка предполагает повествовательность, а нарратив в туманной "атмосфэре" спектакля, и без того пунктирный, основанный на цикле скрепленных сквозными персонажами, но сюжетно автономных новелл, окончательно размывается, пребывает во "взвешенном" состоянии. К тому же новеллистические эпизоды прошиты песенками на стихи того же автора. К творчеству Сергея Козлова у меня также отношение непростое. Естественно, с детства я видел мультики по его сказкам, слышал пластинки, знал песенки. Когда (мне думалось что недавно, а получается, без малого десять лет назад...) пришла новость о смерти писателя, я вспоминал об этом -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1616964.html

- и сейчас на спектакле предположил, что лишнего "тумана" аудиовизуального, "иммерсивного", не стоило бы нагонять, все уже высказано напрямую в тексте (при том что "идеологического" противодействия, отторжения на уровне вкуса, которое неизменно вызывает у меня пропитанный насквозь совково-интеллигентской гнилью "великий" мультик Норштейна в МТК не возникало, уже облегчение...). С другой стороны, меланхоличные стишки Козлова тут положены на бодрые октябрятские марши, смысловой и стилистический диссонанс между поэзией и мелодико-ритмическим ее оформлением (особенно покоробили куплеты зайца под балалайку на стихи "как красиво... как тоскливо..." - композитор Николай Морозов) режет ухо, и ладно бы такое решение проводилось через спектакль последовательно, осмысленно, но под конец лесные жители затягивают по нынешнему обыкновению про бога и ангелов - а это уже совсем не в "мою" сторону поворот.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments