Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Скупой рыцарь" С.Рахманинова, "Маленькие трагедии" А.Шнитке в КЗЧ: ГАСО, дир. Владимир Юровский

Если б, как планировалось изначально, Рахманинов устоял вторым отделением, мне пришлось бы уйти после первого - видимо, не только мне, раз Юровский почти что в последний момент все-таки поменял отделения местами, оговорив, что после "Маленьких трагедий" Шнитке ни играть ни слушать невозможно ни-че-го. "Скупого рыцаря" упоминают на уроках музыкальной литературы, но услышать его целиком в живом исполнении - редкая возможность, хотя не сказать что удача. Не знаю, как звучал бы "Скупой рыцарь" в одной программе с фрагментами "Золота Рейна" Вагнера - такая идея тоже на этапе планирования витала, однако вне прямого соседства общности между Рахманиновым и Вагнером я не почувствовал, скорее уж не то что "Град Китеж", но даже "Садко" Римского-Корсакова по духу и по языку к Вагнеру ближе, чем оперный Рахманинов с его условным пушкинским "рыцарским средневековьем"! Да и родство между Бароном и Борисом Годуновым прослеживается по литературной, пушкинской линии (вполне очевидное, разумеется), а вот по музыкальной, между Мусоргским и Рахманиновым, не особо.

С другой стороны, Юровский дал отсыл к Чайковскому, к "Иоланте" - и в предуведомительном спиче, и непосредственно, сдается мне, в работе с оркестром, не в трагическую мощь, а в мелодраматическую слащавость - органически присущую Рахманинову и от Чайковского идущую - сделав уклон. Вообще откуда у Рахманинова "трагизм", который зачастую приписывают если не операм его, то по меньшей мере крупным оркестровым сочинениями? Тут "лирика", а вернее, "мелодрама"! И хотя в "Скупом рыцаре" нет даже намека на романтический, любовный сюжетный мотив, отсутствуют женские образы и все крутится вокруг денег (впрочем, к деньгам отношение у главного героя, каковым является, в опере уж точно, однозначно, барон, как есть любовное, в прямом смысле), по сути это "мелодрама", а не опера, не вагнеровского пошиба тем более. Впрочем, Сергей Лейферкус барону значительно добавил объема - великолепный певец и артист, с возрастом не теряющий формы. Приятно удивил Максим Пастер - не всегда столь же ровно он выступает в спектаклях Большого, а здесь отлично спел и, в рамках "полуконцертного" формата, сыграл Жида. Андрей Батуркин-Герцог тоже неплох был - жаль, что в общем потоке музыки отделять превосходных солистов от паршивых, воспринимать первых и игнорировать вторых невозможно, они идут в комплекте, как Лейферкус - с Гривновым. Ну ладно Всеволод Гривнов - постоянный участник проектов Юровского, с ним остается лишь смириться, а это ой до чего непросто, и конкретно в партии Альбера тоже, Гривнов либо тонул в оркестре (а он здесь у Рахманинова мыслями беден, но "красками" богат для камерной оперы сверх меры), либо его прорывавшийся визг резал слух до боли. Но откуда взялся Иван, заблудившийся в трех строках своей куцей партии?!

Всякий раз не перестаю удивляться, ну как дирижерский, музыкантский перфекционизм сочетается у Владимира Юровского с пофигизмом самого скверного толка (это не ироничное или меланхоличное смирение с некими непреодолимыми объективными трудностями, это даже не наплевательство - это всегдашняя готовность на ходу угробить плоды собственного кропотливого труда!) и заодно с беспримерным дурновкусием, до какого не опускаются и Башмет со Спиваковым (при том что с их деятельностью и статусом отсутствие вкуса и здравого смысла сочетается куда как органичнее!). Ну вот кто занимался "режиссурой" версии semi-stage "Скупого рыцаря", кого надо благодарить за бокал и бутылку из папье маше в первой картине, кому обязан Лейферкус необходимостью (и в чем заключается такая необходимость - техническая, сценическая, музыкальная, наконец?!) спускаться в халате с кистями из-под 2го амфитеатра, бродить по партеру, пока звучит оркестровое вступление к второй картине (менее развернутое, чем к первой, но все равно длинное) прежде, чем вступить, и тогда уж можно слушать Лейферкуса, забывая об остальных, включая (хе-хе) и Рахманинова. Впрочем, халат и бутылка "Скупого рыцаря" с уже ставшей штампом (к месту и не к месту употребляется) попыткой мизансценического освоения амфитеатров, партера, портиков и всего пространства зала - досадные/забавные мелочи в сравнении с тем, что готовил Юровский для "Маленьких трагедий".

Начиналось второе отделение мирно, незамысловатой сюитой Виссариона Шебалина "Каменный гость" к радиоспектаклю Мейерхольда 1935 года - приятная, банальная, сугубо прикладная "музычка", идущая в своем условном, стилизованном "испанском" колорите от Глинки с Римским-Корсаковым, о чем Юровский лапидарно и доходчиво рассказал, перекликающаяся с Прокофьевым (при том что "Обручение в монастыре, к примеру, написано позднее!), вероятно, Равеля тоже стоило бы упомянуть: набор коротких иллюстративных зарисовок с соответствующими, безошибочно опознаваемыми как "испанские" теми, кто сроду (как Пушкин) Испании не посещал, интонациями, предсказуемыми в своей прихотливости ритмами. Я бы поспорил с Юровским и насчет финального эпизода сюиты - тот заявил, будто в смелых по меркам того времени гармониях нависает тень не средневековая статуя, но актуальная для Шебалина и его современников тень "вождя народов", однако в музыке, весьма гармоничной до финального аккорда, по-настоящему зловещего начала не ощущается, этот образ, мне показалось условен, незамысловат и безобидно-"сказочен" подстать предыдущим частям сюиты, додумывать тут за автора не нужно, не к месту. Еще и потому ничто, как говорится, "не предвещало".

При первом приближении к "Маленьким трагедиям", рассуждая о них в свете рахманиновского "Скупого рыцаря", Юровский упомянул, будто "Маленькие трагедии" на сцене неизменно проваливаются - ну не следишь за тем, что происходит в драматическом театре (некогда и не обязан), так не говори ерунды... При этом, насколько я понял из контекста, старомодный, навязший в зубах (на текущей неделе снова повторяли по ТВ!) совково-интеллигентский телефильм Михаила Швейцера он считает произведением если не выдающимся, то важным, самодостаточным, достойным внимания. Вместе с тем очевидно, что реконструированная Юровским по архивным материалам - мировая премьера, без шуток! - сюита киномузыки Шнитке несопоставимо шире, значительнее фильма: не звучащая музыка иллюстрировала кадры, пущенные видеопроекцией на стены; ровно напротив - картинки, под которые номинально писалась эта без преувеличения гениальная, на уровне откровения, музыка (не может обмануть щедрая россыпь примитивных вальсовых и полечных мотивчиков, вплоть до ходов вверх-вниз по тональному арпеджио - гармония а тем более мелодия, привязчивая, "красивая", шлягерная, у Шнитке непременно демоническое искушение, дьявольская метка, знак апокалипсиса; и все это без того погружается во внеисторический, вселенский мрак и морок), прилагались к ней как нечто факультативное, не испортившее исполнение, но откровенно необязательный элемент. Однако будто мало кадров впридачу к музыке - в какой-то момент как выскочит, как выпрыгнет тетенька и давай вскидывать руками, трясти юбкой, изображая Чуму!

Ну в общем это действительно "чума", только совсем не такая, которую можно без дополнительных примочек услышать в сюите Шнитке, причем в каждом номере, касается ли он "Сцен из Фауста", "Моцарта и Сальери", "Египетских ночей"... Тетенька же безумствовала, потом еще и переоделась в красное, продолжив беготню по залу, прыжки со сцены (поверх лестницы - смертельный номер!), все это под работающий оркестр, отвлекая от него... Нашел имя режиссера и выяснил, кого благодарить за прыгающую чуму - некую Асю Чащинскую (раньше, кажется, не слыхал про нее). В довершении картины Юровский самолично взял на себя монолог "хвала тебе, чума..." Предуведомляя исполнение, дирижер высказал версию, что Шнитке мог сочинять, думая о Высоцком как о Вальсингаме, оговорившись, что это лишь фантазия, никаких на то прямых указаний нет... Ну фантазировать можно сколько угодно, а когда Юровский попытался изобразить Высоцкого мелодекламацией, выкрикивая строки (микрофон помогал слабо, Юровский - хороший лектор, но драматический актер, чтец, декламатор - почти такой же скверный, как пластический перформер, в качестве какового тоже порой не отказывает себе удовольствия выступить) - получилось что-то ужасное.

Никто ведь не скажет про Владимира Юровского, что он глупый - наоборот, он настоящий интеллектуал, какие и среди первоклассных музыкантов редко встречаются. Или что он безвкусный халтурщик - во всем, что касается оркестра, Юровский скрупулезен, педантичен, он знаток, исследователь и вообще суперпрофессионал. Как же в нем сочетаются перфекционизм, интеллект и вкус - с Гривновым, с пляшущей тетенькой, с собственным убогим, наводящим жуть актерствованием?.. И дело даже не в том, что одно и другое несовместимо - хуже, что одно другое в значительное мере сводит на нет. Я еще пытался по записи уяснить, может, на общем плане тетенька выглядит уместнее, а декламация Юровского лучше звучит с оркестром - где там... Еще страшнее, потому что совсем непонятно, для чего танцовщица и почему нельзя было привлечь нормального, обыкновенно артиста к чтению монолога под музыку.

Удалось же найти Анну Бутурлину для вокальных номеров - песен Лауры и Мери - академическая аудитория ее не сразу опознала, а я Бутурлину, так вышло, слушаю больше двадцати лет, последний раз совсем недавно, на юбилейном концерте Бориса Фрумкина (где оказался случайно), и она безукоризненно попала в "театральный" дух, в тон музыки Шнитке, где правильный классический вокал неприемлем, со своим подвижным голосом, пластичным тембром (в песне Мери уходя в какие-то наивно-детские, нарочито "писклявые" верхи... эффект потрясающий!), неслучайно же, значит, именно такую артистку взяли для "Маленьких трагедий", а не в очередной раз, грубо говоря, Гулицкую при том что вот как раз тут и Гулицкая, пожалуй, сгодилась бы)? Есть ли в творческой тактике Юровского, касательно "кастинга" и "режиссуры" концертов, сколько-нибудь вменяемая идея, или для оркестра - перфекционизм, а в остальном сойдет папье-маше?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments