Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Сага", "Бард", "Возвращение Лемминкяйнена", 6-я симфония Я.Сибелиуса в БЗК: РНО, дир.Михаил Плетнев

Сводя на ноль и даже на "минус" любые внешние эффекты (гасить электричество, зажигать свечи, курить ладаном, наряжать оркестрантов в балахоны - за этим не сюда), Плетнев все-таки неизменно превращает даже на первый взгляд эклектичную - а уж тем более монографическую, как сейчас - концертную программу в цельное высказывание, точнее, формулировку, потому что свое "высказывание" он никому специально не адресует, что особенно чувствуется на репетициях, где аудитория отсутствует, а заданная и сформулированная мысль проявляется как минимум не хуже, чем при публичном исполнении. В начале сезона Плетнев с РНО посвятил один из вечеров полностью Бетховену, соединив хрестоматийные произведения с практически неизвестным -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3887731.html

- а под занавес в очередной раз Сибелиусу, которого осваивает последовательнее, чем кто-либо, при том что симфонии и поэмы Сибелиуса - материал не самый благодарный для музыкантов и не слишком выигрышный с точки зрения маркетинга. Идущие подряд они и вовсе могут показаться однообразно-заунывными, но... При том что на генеральной репетиции для удобства, видимо, или еще из каких-то организационных соображений проходили сначала симфонию, а затем три поэмы, подобный "тактический" маневр едва ли смог кого-нибудь ввести в заблуждение, и нетрудно домыслить драматургию программы в нужном порядке.

Плетнев начинает неслучайно с "Саги", одного из ранних оркестровых опусов Сибелиуса, его первой симфонической поэмы, и им уже парадоксально задает, с одной стороны, эпический масштаб всей программе, а с другой, не просто повествовательную, но и личную, доверительную интонацию. Я для себя неоднократно отмечал, что у Плетнева "часть больше целого", и это каждый раз подтверждается тем, что отдельная тема, чуть ли не отдельно взятая нота у Плетнева несет больше "информации" (да и "эмоции" тоже), нежели произведение, звучащее от начала до конца; но вместе с тем и завершенное сочинение в контексте программы - лишь "часть целого". Более зрелая симфоническая поэма "Бард" (с солирующей арфой - ну ясно, под переливы "гуслей" или чего там поэт ведет рассказ...) связывает "Сагу" с "Возвращением Леммикяйнена" - финальным эпизодом оркестрового тетраптиха Сибелиуса по мотивам "Калевалы". Заглавный герой в морфологии мифа близок к трикстеру, музыка здесь праздничная, плясовая - для меня на репетиции ею все завершилось, симфонию сыграли раньше, однако по замыслу именно к ней сходятся линии, намеченные поэмами.

Шестая, предпоследняя симфония - одна из позднейших вещей Сибелиуса, которую он вымучивал много лет, и после 7-й, которую Плетнев с РНО три года назад также незабываемо исполнял -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3466514.html

- композитор жил еще долго, но ничего сколько-нибудь путного уже не создал, а что создавал - уничтожил. В представленной "саге" из нескольких "поэм" симфония - своего рода "Возвращение Сибелиуса", и в сущности несовершенная, рыхлая ее форма - "утомленный", но и утомляющий... - настрой получают осмысление, обоснование, оправдание. В пасторальной тиши да гляди подспудно присутствует тревога, изредка она прорывается и вторгается бурь порыв мятежный - но быстро спадает; в первой части за "барда" еще что-то будто "договаривает" арфа...; а далее лирический герой растворяется в эпической, космической бесконечности, личное - в безличном, временное - в вечном; природа, вселенная, избавившись от органического излишества, приходит в равновесие: в мире место человека мало, а время коротко, и не то чтоб это новость, но напомнить не помешает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments