Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

когда взойдет луна: "Чайка_версия" в пространстве "Чехов APi", реж. Елена Ненашева

Поскольку для меня чайка - наряду с арлекином, конечно! - фактически личный театральный "тотем", я видел несметное количество разных постановок чеховской пьесы, в том числе променадных и иммерсивных, и даже версию в формате опен-эйр, вписанную в ландшафт усадьбы "Мелихово", где, собственно, Чеховым была написана "Чайка". Там, кстати, помимо того, что одни персонажи скакали на конях, а другие падали в пруд (причем случайно, а не по замыслу режиссера), вопреки моим предубеждением тоже получился более-менее полноценный спектакль, с несколькими вменяемыми актерскими работами, простроенными режиссером мизансценами, и не хватало разве что свежего, оригинального, соразмерного авторскому взгляда на материал, что как раз и делает спектакль художественным произведением, выводя его за рамки развлекательного мероприятия:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3419373.html

Нынешняя "версия" играется неподалеку от Мелихово, но в противоположной от той же трассы, если ехать к музею-усадьбе, стороне - в арт-пространстве "Чехов APi" - и представляет собой гораздо более "продвинутый" по сравнению с мелиховским тип культурного досуга. От списка действующих лиц "Чайки" Чехова здесь осталось шесть персонажей, из них четыре удостоены собственной "версии" - то есть по сути спектаклей четыре, а не один, и зрители, следующие за тем или иным героем, что-то неизбежно из параллельных линий пропускают, хотя пересекающихся сцен для понимания сюжета достаточно, даже если подробности первоисточника кто-нибудь подзабыл или не знает деталей.

В отсутствие доктора Дорна - неслучайном, знаковом - окончательно размывается авторская позиция внутри пьесы, исчезает возможность "объективного", аналитического взгляда на реальность - остаются лишь равноправные, взаимозаменяемые "версии". Возможно, я бы выбрал другую линию, еще бы и помучился, попсиховал, пометался, что мне в принципе свойственно, с решением - но мне, замешкавшемуся в велкам-зоне, достался последний браслет, чему я задним числом рад: смотрел "версию" Аркадиной, мысленно "посвящая" этот свой опыт памяти Сани paporotnik'a Смольякова, которого не стало три года назад именно в мае и который когда-то по моему примеру решив выбрать себе альтер эго в ЖЖ из театрального обихода, вел дневник от имени звезды русского провинциального театра Элеоноры Александровой, себя в тех записках "скромно" выводя племенником воображаемой актрисы, прототипом которой отчасти послужила реальная личность, но отчасти, и не в последнюю очередь, чеховская Аркадина.

Пьеса Треплева разыгрывается буквально у ворот и почти с колес - в рамках иммерсивно-променадной "Чайки АРi" не самый эффектный и, в общем, дежурный момент истории, где основная нагрузка приходится на Анастасию Дьячук-Заречную (актриса театра им. Маяковского, за последние сезоны получившая несколько видных ролей, совсем недавно - главную героиню в "Снимается кино" Радзинского у Юрия Иоффе); заметными - дальше они буду отходить на задний план - пока остаются отнюдь не комичный, не жалкий, но сохраняющий чувство собственного достоинства Медведенко (Александр Орав из Театра "Около дома Станиславского") и очень зрелая, интересная, неожиданная Маша Шамраева (Феруза Рузиева, актриса и режиссер из Узбекистана), а для антуража им приданы разминающиеся поодаль перформеры в трико, далее сопровождающие героев и зрителей на периферии маршрутов; Аркадина же с Тригориным сидят, как и предписано драматургом, среди публики.

Между прочим, когда перед началом распределяли браслеты, а на видеоэкране мелькали персонажи, тетеньки-зрительницы, едва увидев слайд с Тригориным, прям разахались и захотели к нему... - ну оно и понятно, такого молодого, "хипстерского" Тригорина (Алексей Сидоров, тоже из театра "Около дома Станиславского") я, пожалуй, не припомню, разве что в студенческих, дипломных проектах; с драматическим наполнением образа сложнее... - впрочем, мне от линии Тригорина досталось так мало, что я предпочел бы по возможности приехать снова, и ее, вот именно Тригорина линию, посмотреть отдельно; по поводу Треплева (Алексей Фокин - из неведомого, хотя вроде постоянно на слуху и на глаза попадается вывеска, Московского театра "русской драмы") тоже есть сомнения, очевидцы уверяют, что линия выстроена захватывающе, насыщена событиями... ну я могу только о том, что сам видел, говорить.

От метро "Аннино" отъехали в семь, а спектакль начинается в половине девятого ("поднимем занавес ровно в половине девятого, когда взойдет луна"), как и положено, с "пьесы Треплева", приправленной пластическим перформансом, а также мини-бенефисом Аркадиной: Юлия Волкова (в нашем составе) декламирует "из раннего Тригорина":

Я помню ночь на склоне ноября.
Туман и дождь. При свете фонаря
Ваш нежный лик — сомнительный и странный...


- похоже, что Борис Алексеевич в молодости творил под псевдонимом Марина Ивановна! Волкова, мне известная по спектаклям театра "Практика" бояковского периода (участвовала и в его последней там режиссерской работе "Наше") в роли Аркадиной отчасти ломает стереотипы, отчасти их воспроизводит, что происходит довольно непредсказуемо, в силу специфики формата и решения отдельных сцен тоже. К примеру, ключевой свой внутренний монолог (он и замкнут в интерьерной обстановке, а не на открытом воздухе подается) она повторяет вслух за текстом, звучащим из ноутбука (там еще - в технике я не силен, но придумано занятно, оценил - голограмма возникает, немножко в "киберпанковском" духе эпизод подан), будто по-актерски "примеряет" его к себе... Зато с веранды, как с эстрады, выступает с вокальным номером что заправская красотка кабаре (перформеры на подтанцовках). Как женщине Аркадиной приходится выбирать между сыном и любовником, как актрисе между "старыми" и "новыми" формами, ее образ подвижен, неуловим (а с другой стороны, легко сказать что и невнятен...). Однозначно Юлия Волкова серьезнее всех известных мне до сих пор Аркадиных в дуэте с Тригориным из 3го чеховского акта ("Ты такой талантливый, умный, лучший из всех теперешних писателей, ты единственная надежда России..." - безумно смешной пассаж, а у Волковой выходит трогательно, непошло и в такой серьезности чувств все-таки убедительно), кроме того, она свободнее многих партнеров в импровизированном интерактиве - в дуэте с Треплевым на веранде (сверху оттуда вид на поле и дорогу открывается) я приметил сиденье в углу, приземлился... и тоже пришлось немножко поучаствовать в мизансцене.

В мелиховской постановке второй акт разыгрывался на чуть ли не том самом крокетном поле, где оно размещалось и по прямому назначению использовалось при Чехове; тут, конечно, площадка стилизованная, и шары Аркадина с гостями катает по гальке, водоема тоже не предусмотрено, и "На воде" Мопассана читают рядом на лавочке. А в финале Треплев поджигает арку дачного театрика - у нас она не очень загорелась... небольшая техническая неувязка, поправимая... Обиднее, по-моему, что локации пролога и финала не совпадают - логичнее было бы, чтоб объяснение Нины с Треплевым происходило там же, откуда впервые прозвучало"Люди, львы, орлы и куропатки...", тем более что все равно туда возвращаются и герои, и публика, чтоб артисты могли поклониться и попрощаться со зрителями, но понятно, что тогда пропал бы весь эффект от того, что внутри крытой веранды Аркадина и компания распевают под гитару "Кто тебя выдумал, звездная страна" (чучелом чайки служит анимационная видеоинсталляция на плазменном экране, а снаружи, в саду - и лает собака (едва ли нанятая продюсерами, просто Трезор к нам еще не привык...) - Костя прощается с Ниной прежде, чем Медведенко - за опять-таки отсутствием Дорна - попросит увести куда-нибудь Ирину Николаевну. Стоя в проеме двери между комнатой и открытой террасой, удается одновременно наблюдать и за Аркадиной с Тригориным, и за Треплевым с Ниной ("декорация была прекрасная"!).

Так вышло, что "Чайка" - мой единственный в жизни режиссерско-актерский опыт, и тоже связанный с необходимостью вписать пьесу в жестко заданный, но абсолютно не предусмотренный первоисточником формат, я же "ставил" ее на зачете по методике преподавания литературы с одногруппниками по филфаку, играя сам одновременно (то есть совмещая в одном персонаже) Дорна, Тригорина и Сорина:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/208561.html

Стало быть, сложности театрального продюсирования мне известны не понаслышке аккурат по поводу "Чайки", а не какой другой пьесы, еще и это в нынешней "версии" (одной из четырех, мною на сегодняшний момент освоенной) меня с опусом в загородном арт-пространстве так сблизило, ну помимо того, что он на самом деле достойно продуман и менеджерски, и творчески. На мой чисто зрительский вкус упрекнуть эту "Чайку" резонно в излишней "буржуазности", "гламурности" - оглядываясь на недавние тяготы и лишения, испытанные в рамках питерского театрального проекта "Шувалово. Стрелки" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4010561.html

- я сейчас на "Чайке" постоянно замечал, что как-то мне чересчур комфортно, легко, приятно... Что как бы тоже плюс, достижение создателей спектакля, продюсерская удача, но... я жду от театра, от подобного рода театра подавно, несколько большего экстрима, что ли... Рассчитывал, что будет холодно, взял старую кофту для тепла - нет же, не холодно, ветра нет. Комары присутствуют, но совсем не такие злоебучие, как в том же Мелихово, я про них за два часа после начала спектакля и не вспомнил ни разу... Боялся, что тяжело и долго придется ходить - тоже нет, и дорожки всюду проложены, а где камешки (вот с этим у меня особенные проблемы возникают, больно наступать), запросто получалось обойти по траве; и почти во всех локациях сумел (иногда, как в сцене с чтением Мопассана, прямо на лавочку вместе с Аркадиной... режиссер мне потом, правда, мягко поставила на вид...) приземлиться и смотреть сидя, так что финал, где предусмотрены пара мягких кресел для самых утомленных, я предпочел стоять и даже выйти на веранду, оставив свою Аркадину распевать с Тригориным "Звездную страну" и подслушивая Нину с Треплевым в саду. Променад, иммерсив, опен-эйр - как говорится, "со всеми удобствами", однако не в ущерб искусству... И с погодой повезло... и с полнолунием!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments