Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Крошка Цахес" по Э.Т.А.Гофману в театре им. Ермоловой, реж. Кирилл Вытоптов

Очевидно выигрышный сюжет крайне редко служит материалом для экранизаций и инсценировок - про ГДРовский еще фильм "Ошибка старого волшебника" из моего глубокого детства я вспоминать не буду, а в драматическом театре (за куклами слежу менее пристально) "Крошку Цахеса", кажется, ставили за последние годы лишь однажды, Нина Чусова выпустила "под крышей" Моссовета не очень удачный, но в сравнении с последующими своими работами еще относительно терпимый спектакль, где заглавную роль, естественно, играл Павел Деревянко, и все эстетическое решение сводилось, по большому счету, к гиперболизации характерных черт персонажей, комическому (хотя и не без горьковатого привкуса) гротеску и превращению действия в фарс, даже в цирк:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/879127.html

В версии Кирилла Вытоптова гротесковое начало если и присутствует, то исподволь, глаз не режет, спектакль можно попрекнуть скорее сдержанностью и красок, и интонаций, нежели избыточностью. В двухъярусной декорации (сценограф Нана Абдрашитова) нижняя, часть отведена под мир "фантастический", представленный мрачноватым караоке-баром, куда из части верхней прорастают корни деревьев и тянутся трубы технических коммуникаций. Там фея (Роза Хайруллина) встречает разносчика еды Цахеса, нагруженного узнаваемой громоздкой сумкой, и одаряет его сверхъестественной способностью присваивать таланты и достижения окружающих. А наверху, проникнувшись с похмелья духом времени, Великий Князь (Антон Колесников) учреждает Просвещение. Цахес пришелся ко времени - и ко двору, став медийной фигурой, чуть ли не звездой шоу-бизнеса (не обладая, понятно, ни голосом, ни внешней красотой).

Гофмановский романтический пафос, полемичный по отношению к просветительскому рационализму, в пьесе (драматург Ольга Федянина) пропущен через опыт теории и практики 19-20 вв. И Цахес, персонаж Василия Березина, здесь не карлик (рослый парень), не чудище (нормального вида, можно сказать что и симпатичный, хотя накладные хипповско-неформальские патлы его самую малость подпортили, но в посмешище все равно не превратили) - он "такой же обездоленный урод, как все", и важнейший здесь момент - "как все". Князь, ученые, художники, певицы, чьи дарования приписываются Цахесу, в сущности ничем его не лучше, и не собственная гнусность Цахеса, но общий порядок, установившийся в "княжестве" - "полный цахес", как характеризует его перелетная фея Роза - возносит обычного человека (не великого, не гениального - но и ничем особо не ужасного, не отвратительного, да и не претендующего изначально на многое, на чужое) в ущерб остальным. Что называется, "просто повезло".

Правда, меланхоличное настроение спектакля, близкая к "постдраматической" манера актерской игры, ровный ритм без контрастов и кульминаций, отсутствие (однозначно сознательный уход режиссера от...) плакатности, броских наглядных метафор, простых и эффектных "приколов", наконец, "фальшь кода" с послесловием от первого лица, от собственного имени актера, следующая за поклонами - все это требует сосредоточенности, к которой, подозреваю, не каждый зритель (я смотрел закрытый прогон, а вообще спектакль рассчитан на большой зал) заранее готов. Ну и объективно говоря, сатира без смеха буксует, а для экзистенциальной драмы "Крошке Цахесу" не хватает масштабного, значительного героя, или хотя бы анти-героя: что сам Цахес, что Князь, что его оппоненты, враги и погубители, что даже фея Роза - порождение одной системы, общего поля ягоды, вот куда корни прорастают.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments