Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Синонимы" реж. Надав Лапид

Пару лет назад со сцены "Октября" во время церемонии открытия Еврейского кинофестиваля услышал парадоксальное, но исключительно верное суждение: не всякий израильский фильм - еврейский, не всякий еврейский фильм - израильский. Тогда, кстати, что характерно, показывали немецкую картину:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3606726.html

Действие "Синонимов" израильского (номинально по крайней мере) режиссера Надава Лапида происходит преимущественно - не считая "флэшбэков" - во Франции, в Париже. Приехавший куда главный герой Иоав подвергается сразу ограблению и остается буквально, в прямом смысле, без штанов (и даже без трусов), но почти уже замерзшего, отогревают и обихаживают его местные жители, "мечтатели" Эмиль и Каролина - так он до конца и проходит в подаренном ими модном "горчичном" пальто от Кензо! Богатенький закомплексованный Эмиль очевидно, но безуспешно, не смея даже слегка соприкоснуться рукавами, вожделеет Иоава, а разбитная гобоистка Каролина тем временем добивается не только секса, но и выходит за экспата замуж, правда, Йоав, при помощи Эмиля и его связей, женится на Каролине скорее ради ускорения процедуры получения французского гражданства. Если, конечно, "Синонимы" - хоть сколько-нибудь "реалистическая" вещь, а не притча, что, вообще-то, евреям свойственно как никому, и Йоав все же спасся и выжил, а не помер, не замерз голышом и не попал прямиком в парижский "рай" из "ада" родного, израильского.

А до того Иоав, сбежавший из Израиля, от лютующей сионистской военщины (герой сам, естественно, служил в армии, как положено), от родительской опеки, от ненавистного еврейского государства, пытается обустроиться в Париже иными способами - на каждом шагу сталкиваясь с тем, что от себя, особенно если ты еврей, не убежишь. Иоав подвизается охранником... при израильском посольстве - недолго, потому что не в силах наблюдать, как злобные соотечественники держат очередь на улице под дождем (а там же стоят и женщины в мусульманских платках! то есть поганые жиды угнетают их еще и по национально-религиозно-половому признаку!), герой открывает калитку и пропускает толпу "через границу" - толпу выгоняют обратно, Иоава вслед за ней. Но в охране Иоав сходится ближе с еще одним соплеменником - настоящим парижским евреем, который демонстративно носит кипу, пристает ко всем в транспорте и в кафе с криком "я еврей", провоцируя драку - ну то есть как нормальный еврей себя ведет, что Иоаву тоже не близко.

Кроме того, Иоав человек творческий, в запасе у него полно историй - про вантуз, про пулемет и т.п. - ими он делится с Эмилем, авось тому пригодится. сам же чем дальше, тем менее достойными занятиями пробавляется, вплоть до того, что соглашается позировать для порно, и с момента появления в Париже принципиально отказывавшийся говорить на иврите, тут принужден кричать, как ему хорошо, и про свой член, и т.п., языком Ветхого завета и с пальцем в попе. В этих эпизодах можно лишний раз оценить достоинства телосложения исполнителя главной роли (на мой субъективный вкус небезусловные...), однако даже тут его подстерегают препоны, обусловленные порочным израильским происхождением - ливанская арабка, предполагающая партнерша, сниматься с евреем не желала бы. В общем, брак и гражданство - оптимальный вариант, хотя со своими побочными эффектами: соискателям французского паспорта вдалбливают в головы либеральные ценности типа "бога нет" и т.п. У Иоава, впрочем, имеется и закалка, полученная в израильской армии, и семейный опыт, связанный с дедом, который уехал из Литвы в Палестину, где стал террористом и боролся против британцев, державших "мандат" на управление территориями будущего Государства - герой считает, что убежав из Израиля и, обратившись к французам, ссылаясь на преследования израильскими спецслужбами, он ступает деду вслед.

Ну в общем евреи - прощелыги, террористы, люди без земли и народ без страны, израильская, опять же, военщина... Что тем не менее проявляется в картине режиссера-израильтянина с фатальной неизбежностью - чисто еврейское сочетание самоуничижения с высокомерием предполагает помимо сатирического (а надо признать, если как драма "Синонимы" обрывочны и невнятны, но как памфлет они, напротив, сделаны толково, не лишены формалистских изысков) изображения еврейского/израильского характера, нрава, быта, представлений о мире и т.п., заодно изобличения прогнившей системы Пятой республики, и всей Европы в ее лице. Возможно, стоило Иоаву бежать подальше от Израиля не в Париж, а скажем, в Тегеран... Ну или в Москву, в Москву, на худой конец... Но почему-то в навязчиво-символическом, прямолинейном как щелбан, финале, перед тем отправивший родного отца восвояси, Иоав колотиться в дверь Эмиля, но ему не открывают (это называется "не открывают" - одежда, еда, работа, жилье, секс и, наконец, гражданство... ну только что Мессия не сошел), а он, мятежный, все равно бьется, такова, стало быть, трудная еврейская (или все-таки израильская? коль скоро это, как снова подтвердилось, отнюдь не синонимы...) доля. Проект, кстати, осуществлен на деньги Министерства культуры государства Израиль - привет военно-православным коллегам (и опять же соплеменникам!) из российского Фонда кино.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments