https://users.livejournal.com/-arlekin-/3183894.html
- но Рихард Штраус лично для меня по крайней мере на слух куда интереснее и приятнее Бенджамина Бриттена. Здесь композитор сочиняет что-то наподобие "моралите", у него "хоры" - мужской и женский голоса - ведут повествование, через свой диалог и отчасти через взаимодействие с персонажами комментируя древний сюжет задним числом в свете христианского мировоззрения, попутно донося до публики в порядке дополнительно-"просветительском" информацию историко-культурного плана. В спектакле изначально босоногие "хоры" обувают резиновые сапоги подстать воинам, которые тоже носят, само собой, "кирзачи" - и далее ведут собственный сюжет: к финалу 1го акта женский голос "хора" разувает партнера и омывает ему ноги, во втором они снова босы, женская ипостась занята потерпевшей Лукрецией, мужская сосредоточена на скрытой, глубинной стороне дела.
Тем временем история заглавной героини раскручивается своим чередом - после попойки с "однополчанами" этрусский полководец и царский сын Тарквиний мчится покорять жену боевого товарища с наскока, и утыканный трубками, словно обрубленным камышом, подиум раздвигается, платформа с резиновыми "насаждениями" отъезжает вглубь, освобождая площадку под бумажные лилии; веревки же, которые вместо "прялок" и цветочных гирлянд накручивают клубками Лукреция и ее присные, должны, видимо, создавать "по картинке" ассоциацию с эстетикой модерна (то же наблюдалось и в "Саломее"), но больше смахивают на мотки электрокабелей, связки сосисок, если не вовсе распотрошенные кишки. Кожаные накладки и наросты у воинов, в свою очередь, придают им сходство со сказочными персонажами из тюзовского утренника - при этом, однако, Тарквиний уже на протяжении 1го акта дважды (в первой картине, среди товарищей-воинов, и во второй, дома у Лукреции) успевает стянуть с себя майку - про собственно "поругание" во втором действии (где рубашку, принимая спросонья насильника за супруга, Лукреция снимает сама, а потом, разобравшись, в испуге надевает на себя, прикрывая театральную "наготу", то есть телесного цвета бандаж) я уже не говорю - а режиссера и художника словно вовсе не смущает, что при достойной вокальной форме оперный исполнитель не обязан (в идеале желательно бы, конечно...для образа античных полководцев всяко пригодилось бы) иметь заодно и атлетическое телосложение.
Может я додумываю за режиссера, но по мизансцене всяко выходит, что Лукреция в объятья Тарквинию кидается сама - не из похоти, понятно, но как бы отдавая себя добровольно "в жертву"? Вместе с тем насколько сознательно притча тут перелагается в условно-сказочный, "сниженно"-символический визуальный формат - не знаю и предполагаю, что создатели спектакля делали ставку как раз на притчу, для чего просто выбрали неадекватные художественные средства. Что не касается Яна Латама-Кенига, который в "Новой опере" уже не впервые дирижирует Бриттеном, и можно пожалеть, что привезенная однажды в готовом виде из Северной Ирландии достойная постановка "Поворота винта" не вошла в местный репертуар:
https://users.livejournal.com/-arlekin-/2911584.html
Состав оркестра камерный, барьер ямы убран и за диалогом голосов в оркестре (при том что опять-таки музыка Бриттена меня в принципе не очень увлекает) наблюдать гораздо интереснее, чем за невнятными потугами сценических персонажей при в целом достойной вокализации.
Двумя днями ранее присутствовал на еще одном музыкальном событии, спонсированном британским посольством (в отличие от православных отравителей и их культурного экспорта плясок в кокошниках да салонной мазни, англичане продвигают, но тоже с настойчивостью, порой заслуживающей лучшего применения, искусство преимущественно сколько-нибудь современное), там среди прочего тоже звучал, завершая изумительно составленную программу, ранний вокально-инструментальный опус Бриттена "Ночная почта", художественным масштабом едва ли превосходящий оперу "Поругание Лукреции", по исторической значительности (при том что опера камерная) подавно, но насколько там это было вписано в правильный контекст (еще и выставочный, то есть визуальный - Ф.Бэкон, Л.Фрейд, "лондонская школа"), и в структуру программы вечера, ну и исполнено на высшем уровне -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4008919.html
- настолько в спектакле, увы, все по отдельности: музыка звучит, режиссер с художником что-то придумывают поверх, а исполнители стараются по мере сил примирить второе с первым.