Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Действующие лица" и "Класс молодой режиссуры" в ШСП: Константин Костенко, Дмитрий Данилов и др.

При том что в ШСП я последние несколько лет почти не хожу, финал ежегодной премии "Действующие лица" стараюсь не пропускать, и ради знакомства не столько с новыми драматургическими текстами, сколько с режиссерскими именами. Режиссеры, презентующие 15-минутные фрагментарные эскизы пьес-финалистов, как правило, действительно молодые, ну или по крайней мере хоть что-то да обещающие. Тогда как с авторами зачастую все заранее ясно, и годов им побольше будет, чем мне, и пьесы некоторые, такое ощущение (не только от нынешнего финала - от любого из предыдущих также), могли быть написаны десятилетия назад. Однако сейчас остался с чувством, что пускай молодые драматурги уже немолоды, мыслят они все же нередко поинтереснее во всех отношениях молодых режиссеров.

К сожалению, распорядок показов составлен таким образом, что каждый год после первого блока мне приходится убегать, но сейчас, по крайней мере, из 11 эскизов удалось посмотреть 7. Досадно, что как и в прошлом году, хотя я на свой скромный лад указывал, насколько необходимы краткие аннотации к каждой из представленных пьес (и раньше их делали, но второй год как перестали), никаких сведений о содержании, о сюжете, о том, какова из себя форма пьесы в целом, не предлагалось; читать заранее, а тем более по ходу показов, даже если на руках имеется сборник опубликованных текстов (а мне его традиционно дарят) тоже некогда; а судить по обрывку, либо по краткой выжимке, о пьесе невозможно - то есть впечатление складывается лишь о том, насколько оригинально и изобретательно мыслит постановщик, насколько ярко удалось сработать в эскизе исполнителям.

"Замыкание" Марины Малухиной, представленное режиссером Андреем Маником, студентом 4го курса мастерской Каменьковича-Крымова в ГИТИСе, по отрывку напомнило мне прошлогоднюю пьесу победительницу, уже идущую в репертуаре ШСП как полноценный спектакль, "Ганди молчал по субботам" Анастасии Букреевой в постановке Филиппа Гуревича:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3965701.html

У мальчика Темы родители сидят в чатах, между ними давно нет близости, равнодушие и обман, а измены подавно, семью не цементируют. Причем у меня даже возникло чувство, что "Замыкание" от "Ганди" отличается выгодно отсутствием потуг на "злободневный" социально-политический контекст, сосредоточенностью на внутренних, универсальных проблемах человеческого общения - правда, в плане театральной выразительности эскиз все равно вышел невзрачным и невнятным.

"Исчезнувший велосипедист" Константина Костенко (режиссер Яна Селезнева, ученица Женовача по ГИТИСу представляла) показался забавным, но... Не тот ли это Костенко, чья графоманская притча "Клетка" некогда шла годами в антрепризе и даже, записанная для ТВ, крутилась в эфире? Во всяком случае драматургу хорошо за полтинник... Текст, впрочем, как минимум занятен по идее, если я правильно ее из эскиза считал, Константин Костенко подобно тому, как в свое время Эдуард Успенский написал повесть на материале детских "страшных историй", конструирует абсурдистско-экзистенциальную комедию из формулировок математических задач, используя в качестве героев пьесы персонажей какого-то фантастического задачника (где есть, в частности, задачи о том, как работают проститутки, или об умерших от неизлечимой болезни....) - а действие строит в форме расследования пропажи велосипедиста... Я бы посмотрел, как это может выглядеть на сцене, по эскизу судить трудно, он тоже получился совершенно "дежурным", скрашивали его исполнители, актеры СТИ, в том числе прошлогодний яркий выпускник Лев Коткин.

"Война и мир" Юлии Поспеловой - еще одно не новое, хотя и не настолько старое имя в драматургии (на слуху благодаря, в частности, тандему с режиссером Данилом Чащиным), а уж про название и говорить нечего, но заложенная в него ирония слишком очевидна. Построена пьеса, однако, на диалогах двух персонажей, поданных (ну во всяком случае оформленных на страницах сборника пьес графически) как верлибры, нерифмованные стихи, хотя, похоже, текст документальный, архивный. Герои же - Л.Н. и С.А., то есть Лев Толстой и Софья Андреевна в период 1862-63 гг... Я бы на такую пьесу не пошел, слишком она, помимо прочего, напомнила мне по форме "эпический театр" середины прошлого века, и даже не Брехта, а скорее Вайса... режиссер Роман Лыков, еще один 4-курсник Крымова-Каменьковича, своей "презентацией" тоже не увлек.

"Свидетельские показания" Дмитрия Данилова мало того что неоднократно поставлены, в том числе и в Москве - правда, я в "Современнике" пьесу не видел, но смотрел спектакль, привезенный "Маской плюс" из Красноярска, театра "На крыше", в постановке Семена Александровского -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3969814.html

- так еще и на "классе молодой режиссуры" предстала аж двумя разными эскизами, и в довершение триумфа второй из них получил призовое место, но я его не застал, только первый (режиссера Дарьи Камошиной, 5-курсницы РГИСИ из Петербурга), и откровенно говоря, показ меня шокировал. По поводу качества пьесы у меня, коль скоро я ее знаю (единственную из десяти прошедших в финал) и видел по ней спектакль ранее, иллюзий не было, но... Главным героем эскиза неожиданно оказался живой труп - тот, что выпал из окна и по поводу которого расспрашивают остальных персонажей, а они путаются в показаниях. Тут сам герой во плоти вел "допросы", фактически же с надрывным самолюбованием напрямую обвинял собеседников в собственном "убийстве". Из обсуждения показа на "Маске плюс" помню, что у пьесы несколько вариантов финала, может есть еще какие-то версии, или режиссер от себя придумал такую чудовищную хрень, не знаю, но хотелось бежать от этой моралистической пошлятины куда ни попадя.

"Круги на воде" Дмитрия Ластова - похоже, тривиальнейшая популистская мелодрама, лав-стори протяженностью в года типа "Когда Гарри встретил Салли", в эскизе (режиссер Олег Галицкий из ВГИКа, мастерская Ахадова) поданная с участием ангела, чиркающего спичкой, светящего фонариком... Как ни в каком другом случае радовался, что хронометраж эскиза жестко ограничивается 15 минутами.

Наконец, "Рейс обратно и туда" Виктории Доценко - последний из увиденных мной показов прежде, чем объявили перерыв и я вынужден был убежать, добил режиссерским решением (Михаил Кайт, худ. рук. некоего Независимого мультикультурного театрального проекта, Израиль - ну я могу себе представить израильскую мультикультурность... да бог с ним): клоун, рисующий мелом на доске - это, конечно, новое слово в театральном искусстве! Что касается непосредственно пьесы - надо бы почитать по возможности печатный текст, обрывками на слух перекликается с "Фальшивым купоном" Толстого (толстовская вышла программа...), тоже зло провоцирует зло, а добро влечет за собой добро, все это в рамках взаимоотношений жителей какого-то провинциального городка, о котором автор (из биографической справки: "родилась в Москве в творческой семье") вероятно, знает побольше моего, так не мне и судить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments