Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Последний герой" И.Крепостного в МХАТ им. Горького, реж. Руслан Маликов

- Позвольте представиться: полковой комиссар Рокоссовский.
- Вы родственник Константин Константинычу?!
- Даже Константин Сергеичу!


Это уже вторая с момента смены руководства премьера МХАТа на Тверском бульваре, но постановка Кончаловского, готовившаяся вне связи с площадкой, проскочила мимо меня - сам не стремился и никто не звал. С Русланом Маликовым ситуация иная - и я проявил интерес к тому, что он сейчас делает в непривычных для себя условиях, и, как ни удивительно, пришла рассылка от пресс-службы театра. Некоторое время назад передовую общественность всколыхнула информация, что пресс-секретарем МХАТа стала неукротимая Анжелика Заозерская, однако новость моментально устарела - запаса пассионарности и смыслов нашему падшему ангелу хватило на два с половиной рабочих дня примерно. Сообщение о прогоне Маликова поступило позднее и анонимное - вспомнилось из советской научной фантастики: "письма без обратного адреса рассылает крематорий..." - а моя оперативная реакция на него осталась, в свою очередь, без ответа. Но если уж я хожу туда, куда меня даже не пускают, а тут вроде бы пригласили... - посчитал, что постановку, объявленную для нового курса МХАТ программной, надо посмотреть собственными глазами, хотя ничего не зная о пьесе и ее авторе довольно отчетливо представлял себе, что увижу.

Руслан Маликов с Эдуардом Бояковым много сотрудничал в "Практике" на всех этапах существования проекта до ухода Боякова из него, какие-то названия с тех лет сохраняются в репертуаре "Практики" по сей день - при том что пьесы и тогда вызывали много вопросов как по их идейному посылу, так и по художественному качеству, профессиональному уровню его реализации, однако в те годы это никого не смущало, похоже что не смущает и сейчас. "Последний герой" - двухактный, продолжительностью почти три часа опус на основной сцене: таких больших и длинных вещей Маликов, насколько я знаю, до сих пор не делал. Возможно, поэтому - об идеях, заложенных в материал драматургом, лучше рассуждать отдельно - спектакль постоянно хочется ужать в пространстве и в хронометраже, подогреть артистов, ускорить его темп раза в три... Впрочем, если вытерпеть скуку первый час (что очень трудно...), то дальше становится смешно - увы, ненадолго, в смысле, ненадолго смешно, так-то представление словно и не предполагает финала, которого, собственно, и нет, то есть якобы придуманы варианты, но то, что мне довелось увидеть, не вариант, а попросту отсутствие вариантов. В любом случае и до такого "финала" надо еще дожить.

В прологе старик пытается защитить сына, недееспособного пьяницу-бомжа, от молодчиков в масках с явными намерениями уничтожить "биомусор" - праведному ветерану помогает Макаров (не человек, но пистолет), и молодчики отступают, но обещают еще встретиться. Далее зритель застает старика со старухой в их обиталище - казарме заброшенной военной базы, куда им пришлось съехать из города от сорокалетнего отпрыска-алкоголика. Главный герой - настоящий полковник, ветеран Вьетнама и Синая (где русских, как известно, не было, хотя они там всех победили, и американских интервентов, и израильскую военщину - ну как всегда...). Не смирившись с развалом великой страны и верный присяге, дед и без жилплощади оставшись празднует день ракетно-зенитных войск Демократической республики Вьетнам, по случаю чего приходит к бабке с бутылкой водки, бабка сперва изъявляет неудовольствие, потом сама причащается пятью каплями горькой, а подставив к портрету маршала Советского Союза образ Спаса, боевые старики творят живую молитву. Но не в одиночестве же им куковать на большой сцене МХАТ - в сложенную из картонных кубиков стену казармы въезжает фанерный Т-34 и на нем под предводительством комиссара Рокоссовского целый экипаж, включая медсестру в мини-юбке с люрексовым красным крестом на сумочке и позже проспавшегося, присоединившегося к товарищам нациста.

Вообще-то не в пример утонченным ценителям изящного и передовым театроведам я хожу в разные театры - Армии и Сатиры, Содружество актеров Таганки, в МХАТ им. Горького последний раз тоже заглядывал пускай не накануне, но сравнительно недавно, несколько лет назад, а до этого тоже бывал неоднократно, почти регулярно, а все же и я не железный дровосек, сломался на "Вассе Железновой" с участием тогдашнего руководителя, ныне президента заведения Т.В.Дорониной:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2096857.html

Тем не менее опыт мною накоплен обширный и разнообразный, от "Ма-мурэ" в Армии -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2814833.html

- до "Нечистой силы" в САТ -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3716872.html

- и даже застал я на Малой Бронной душераздирающую (в связи с "Последним героем" вспомнившуюся сразу) "Подводную лодку в степях Украины" Юрия Юрченко, тогдашнего французского поэта, позднее донбасского ополченца:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/671483.html

- потому очередным объединением Тео и Гукона Крепостным МХАТом меня тоже сходу не запугать. Но из видимых, случившихся за прошедшие с моего предыдущего посещения перемен, я для себя отметил разве что отсутствие мужского туалета на прежнем месте - всю санитарную зону первого этажа отвели женщинам, а настоящие мужики, православные патриоты, других тут и не ждут, теперь должны ходить на третий, тренироваться на случай, если завтра война. В остальном все как при бабушке сердце и прочие менее романтические внутренние органы мои рефлекторно откликнулись на ковровые дорожки по проходам между кресел с потертой обивкой - ну да это все, понятно, наносное, и следует вглядеться в суть. Так вот мне показалось, суть в том, что пьеса белорусского (мыслящего себя русским, то есть советским) автора "Последний герой" принципиально ничем не отличается, скажем, от сочинений Юрия Полякова, на протяжении долгих лет шедших в упомянутых театрах Армии, Сатиры и т.д., включая МХАТ. Причем я могу о том сказать предметно, поскольку не все, конечно - здоровья не хватает - но некоторые из пьес Полякова я на перечисленных сценах видел, в частности, присутствовал на премьере (2001 год!) "Контрольного выстрела" в МХАТ им. Горького. И что по сравнению с Поляковым предлагает Крепостной, а вместе с ним и режиссер, и театр, неожиданного, невиданного, свежего, сколько-нибудь иного - признаюсь, не улавливаю.

На сцене МХАТ - возрастные актеры, играющие воинственно настроенного ветерана-патриота и его благодушно-трусливую на первый взгляд, но верную и когда доходит до дела твердую боевую подругу. "Для меня распад страны был трагедией. Я целый месяц не мог ни с кем общаться или разговаривать. Не то чтобы, как в "Андрее Рублеве", принял обет, просто не мог, и все" - воспроизводится в пресс-релизе высказывание народного артиста России Ивана Криворучко. Вторит ему и партнерша, Лидия Кузнецова: "Я родилась в Империи... Мне есть что сравнить, и эти сравнительные линии сходятся в одном: мы - прекрасная страна..." Вслед более или менее народными артистами МХАТ мне тоже есть что сравнить, но в связи с "Последним героем" все мои сравнительные линии опять-таки сходятся к Содружеству Армии и Сатиры, к драматургии, то есть, Юрия Полякова, с ее догматизмом и морализаторством, наспех упакованным в позаимствованные с чужого плеча сюжеты; а также, что удивительно, к Детскому музыкальному театру им. Сац, где вот в точности так же на сцену въезжали муляжи бронетехники, по другому поводу, но очень похоже:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2847401.html

Кроме того, не то чтобы как в "Андрее Рублеве", а попросту, видимо, актриса свой текст произносит с той степенью громкости и внятности, что из третьего ряда партера ничего не слышно - а может оно и к лучшему, остальных слышно и это испытание не для первогодков.

По сюжету "Последнего героя", чем-то смахивающему на содержание стихов конферансье Елены Ваенги (да, я и на концертах Ваенги бывал!), незваные гости на танке оказываются компанией "реконструкторов", вполне патриотично, кстати, воспитанных, но недалеких, бездуховных, малограмотных - от вооруженного ветерана они получают урок, но не успевают его усвоить, как полку прибывает и вдогонку на базу являются уже не ряженые армейцы, а замаскированные боевики некой организации "легион спасения родины", тоже очень патриотической, но настроенной решительно, по-деловому, очистить землю от "биомусора" - в одном из тех активистов дед узнает громилу, от которого защитил некогда валяющегося на авансцене улице пьяницу, и противопоставил его фашистскому кулаку проповедь милосердия.

К пьяницам на сцене в МХАТ относятся, стало быть, милосерднее, чем за кулисами - одно это внушает осторожный оптимизм... но, боюсь, только одно это и внушает. В остальном ходульные, словно компьютерным генератором сконструированные диалоги исполнители произносят с такой усиленной опорой на систему Станиславского, что Константин Сергеич, вероятно, запросил бы подмоги у Константин Константиныча. А Руслан Маликов, будучи все-таки опытным режиссером и в театре человеком неслучайным, пытается этот словесный "биомусор" (типа "мы знаем эту базу как свои два пальца") разбодяжить замысловатым мизансценированием, освоением пространства и машинерии.

Площадка вздыблена, коробка открыта (не впервые, правда, за историю горьковского МХАТа - в самом начале его грустной истории Виктюк ставил "Старую актрису на роль жены Достоевского" с Татьяной Дорониной и Аристархом Ливановым... тридцать с лишним лет назад!), вместо тряпичного занавеса используется пожарный и видеопроекция поверх нее, а молодежная массовка задействована в эпизодах "снов" главного - и, надо понимать, последнего - героя: маршируют великовозрастные пионеры в красных галстуках и белых коротких штанишках, танцуют "белые лебеди" (парни в юбках! на сцене горького МХАТа, ну точно сон! и вдобавок к ним ряженый немец по фамилии Бородуля, повесив штаны сушить, тоже надевает юбку, но то уж по сюжетной необходимости и от полной безысходности...), бравые русские солдаты побеждают даже там, где отродясь не бывали - двигаясь замедленно, сомнамбулически, и придавая пьесе Крепостного Ивана черты одновременно феерии и мистерии.

Между тем, по примеру Князеньки ссылаюсь на авторитет пресс-релиза, "Последний герой" - цитирую - "реалистическая пьеса", "о наших родителях", "они не приспособлены к современной суете" (наверное поэтому так медленно двигаются и невнятно говорят...), зато "являются носителями вневременной мудрости", они "наша надежда и опора" (я бы еще добавил "как не впасть в отчаяние"...).

"Этого героя мы, простите за наглость, сегодня нашли. И предъявляем зрителю. Не психопата-бандита, ни невротика-интеллектуала, ни усталого олигарха, не фрондирующего хипстера, а героя прямого действия. Человека, который отвечает за выживание социума" - характеризует ветерана-ракетчика из пьесы Крепостного художественный руководитель театра Эдуард Бояков. Доверяя Эдуарду, я ждал развязки, заинтригованный обещанным "прямым действием" - и остался в недоумении, потому что от "действия"-то настоящий и вопреки названию-обманке вовсе не последний герой с бутылкой водки в одной руке и Макаровым в другой отчего-то устранился. То есть на протяжении спектакля он пил водку несмотря на язву и месячные (язва у ветерана, месячные у "медсестры" в мини-юбке) с закусывавшими гамбургерами из "Макдональдса" реконструкторами, вел с ними политпросветительские беседы шершавым языком плаката при поддержке мягкосердечной супруги, а когда нагрянули агрессивные качки, затеявшие на базе игру в "последнего героя", сориентировал "реконструкторов" на местности - те, допустим, все равно подорвались на контрабандной китайской пиротехнике, и жертвы нашлись с обеих сторон, не пострадали, к счастью, старики, но каковы будут "прямые действия" несгибаемого "последнего героя", на момент, когда опустился пожарный занавес, я не понимал. С последним героем Руслана Маликова в "Практике", из пьесы Любови Стрижак "Кеды", пресловутым "фрондирующим хипстером", и то в свое время яснее вышло:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2471453.html

P.S. Въедливые знатоки обратили внимание: к официальной премьере актер Криворучко сменил на кителе своего героя-полковника погоны: пресс-показ он проходил в генеральских, что, видимо, не ускользнуло от взгляда специалистов, и ошибку "исправили". Какая приятная, достойная уважения точность! Значит, спектакль обрел завершенную форму... Что важно еще и в свете последовавшей за премьерой новости:

"...состоялась рабочая встреча статс-секретаря – заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ генерал-полковника Сергея Захаркина и художественного руководителя Московского художественного академического театра имени М. Горького Эдуарда Боякова. Встреча прошла в рамках посещения военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии РФ, а также членами их семей спектакля «Пигмалион» в МХАТ им. Горького.

Статс-секретарь Росгвардии выразил признательность художественному руководителю Московского художественного академического театра имени Максима Горького Эдуарду Боякову, руководству и труппе за приглашение военнослужащих побывать на лучших спектаклях театра, и отметил, что войска национальной гвардии связывают прочные партнерские отношения с театральным сообществом.

«Очень символично, что наше партнерское соглашение мы заключили в Год театра, который проходит в Российской Федерации. Суть этого соглашения состоит в том, что руководство МХАТа имени Максима Горького в течение года на безвозмездной основе будет выделять билеты на спектакли театра для военнослужащих и сотрудников Росгвардии, а также членов их семей», – подчеркнул генерал-полковник Сергей Захаркин.

Художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков отметил, что театр всегда рад видеть в гостях военнослужащих и сотрудников ведомства.

В апреле курсанты Саратовского военного института Росгвардии, которые в Москве готовятся к параду Победы 9 мая, уже посмотрели постановку жемчужины мировой классики спектакль «Гамлет».


http://www.mxat-teatr.ru/novosti/rosgvardiya-i-moskovskiy-hudojestvennyy-akademicheskiy-teatr-imeni-m-gorkogo-razvivayut-sotrudnichestvo_0__489
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment