Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Респиги, Р.Штраус, Шостакович в БЗК: "Новая Россия", дир. Александр Лазарев, сол. Хибла Герзмава

Кто еще, кроме Лазарева, сумел бы - да не с РНО или ГАСО, а с "Новой Россией" - сыграть унылого Респиги с таким энтузиазмом, свое увлечение передать и оркестрантам, и публики? Жалко, что Лазарев редко выступает с концертными программами - за текущий сезон я всего лишь второй раз на него попадаю, в феврале с Борисом Белкиным и оркестром МГАФ (тоже ведь не первосортным...) он работал -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3958728.html

- да больше, кажется, и не было концертов. Программная сюита Респиги "Птицы" на темы композиторов 16-17 вв. (1927) идеально годилась бы для детских утренников, когда б хотя бы малость повеселее, поживее была. Но поразительно, насколько Лазарев вдохновляется и подобного сорта материалом - вплоть до того, что оркестру, помимо прочих жестов, руками показывает птичьи клювы и крылья, в чем, однако, совсем нет мне ненавистного цирка, и жесты его не клоунские, не театральные, но сугубо дирижерские: музыканты же должны понимать, что играют - вот и получается, что в лазаревском исполнении кукушку с курицей не спутаешь! А вместе с тем необарочные программно-изобразительные фитюльки обретают неожиданный "вес", "мощь", не теряя изысканности... - точнее, ее они также приобретают благодаря дирижеру.

Впрочем, следует признать, что зал набился (это в отсутствие маленьких и при небольшом стечении умеренных любителей искусства, отправившихся то ли на Пугачеву в Кремль, то ли на "Балет Бежара" в "Крокус" - широта интересов никогда им не изменяет) в первую очередь ради общей любимицы Хиблы, которую поклонники зовут по имени, обходясь без фамилии (такая позднесоветская традиция, сохраняющаяся в культурном обиходе). Хибла Герзмава пеле Четыре последние песни Рихарда Штрауса - мне припомнилось, что несколько, уже довольно-таки много лет назад, три песни Р.Штрауса с той же "Новой Россией" в БЗК исполняла Анна Нетребко. И хотя, конечно, Рихард Штраус у Герзмавы звучит нежнее, лиричнее, тоньше, чем у Нетребко, но все равно и та была по-своему хороша, интересна, вообще тот концерт на моей памяти остался самым, не считая ее участия в "Манон Леско" Большого театра, интересным выступлением Нетребко в Москве:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2212483.html

А Хибле пусть и не без видимого напряжения даются верхние ноты, еще и с дирижером повезло - Рихарда Штрауса они творили в прекрасном тандеме, оркестр подтянулся, хотя тут уже было заметно, а далее в Шостаковиче сильнее проявились слабые места коллектива, по части медных и вообще... но старались музыканты самоотверженно.

Для меня жи лично наибольший интерес представляла Двенадцатая симфония Шостаковича с программным опять-таки названием "1917 год", подзаголовками частей и вдобавок с посвящением Владимиру Ильичу Ленину - играют ее, понятно, не сказать что регулярно, и возьмись за нее Плетнев (он и брался) - выйдет реквием (ну у Плетнева любая симфония - реквием... и опера, и соната), а Юровский (Одиннадцатую он аж дважды за последнее время исполнял, Двенадцатую сразу не припомню) - рефлексия на тему гражданских и общечеловеческих конфликтов... Лазарев же взял и выдал - все части Двенадцатой симфонии следуют без перерыва - цельный героико-революционный, бетховенского типа эпос, энергичный, напористый, свободный от интеллигентского надрыва, исторической двусмысленности, даже и от присущих (ну по крайней мере приписываемых) автору подтекстов, с неподдельным, ненадуманным апофеозом "зари человечества" в финале, но и с напряжением (эмоциональным, а не интеллектуальным) в тихих, трагических или затаенных эпизодах. Да, с Лазаревым можно хоть Зимний брать, хоть Бастилию, штурмовать Берлин или осаждать Трою - враг обречен!

А дабы окончательно продемонстрировать, видимо, что "наши победили", верный принципу "делу время - потехе час" и не чурающийся приколов, когда все главное и серьезное уже случилось, Лазарев на бис такую зафигачил "Хаву Нагилу", и в замысловатой, очень любопытной оркестровке, как выяснилось позже, Николая Корндорфа (я не слыхал ее раньше, хотя в интернете обнаруживаются записи, в том числе из БЗК, с участием Анатолия Левина и консерваторского оркестра) - вот не знаю, что авторы учебников, живописавшие, как лакеи бросали барские шубы и пускались в пляс под "Камаринскую" Глинки, придумали бы для подобного случая, кто и какие части костюма должен был бросить и что сплясать под вензелем Рубинштейна (тема характерная лазаревская, если вспомнить позапрошлогодний его спич о "славянских композиторах" в рамках абонемента Владимира Юровского - кстати, Юровский-старший присутствовал на вечере в качестве слушателя). Сам дирижер, конечно, первым подал пример - но его "хореография" слишком индивидуальна, чтобы следовать - птиц Респиги недолго распугать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments