Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

я хочу говорить с тобой о страдании: "Карамазовы" по Ф.Достоевскому в МХТ, реж. Константин Богомолов

Не смог найти первоисточник, чтоб процитировать дословно, но где-то недавно в интервью или в лекции Богомолов говорил о том, что "Карамазовы", дескать, это "пошлячество", которое позволяет определенной части публики считать себя "интеллектуалами". В любом случае, думается мне, он прежде всего метил в конкретную часть публики, а не в собственное произведение, премьере которого сопутствовали известные затруднения, но дальнейшая его судьба оказалась против всяких ожиданий счастливой, не в пример многим другим значительным богомоловским опусам, возможно, еще и поэтому отношение Богомолова к "Карамазовым", от которых он действительно за последующие годы очень далеко ушел в направлении противоположном тому, которым двигался от "Лира" через "Идеального мужа" к "Карамазовым" и далее к "Мушкетерам", сегодня неопределенно-противоречивое. Так или иначе, во-первых, и сам Богомолов от "Карамазовых" вряд ли отречется, и во-вторых, аудитория богомоловских блокбастеров столь разношерстна, что каждый "считывает" уровень, который по силам и по вкусу.

Зато в книге интервью Камы Гинкаса прочел буквально следующее: "Очень много зависит от публики. Особенно когда показывают Чехова, Достоевского и вообще классику. Публика думает, что она их знает. Приходя на Достоевского, например, они серьезны. Они сосредотачиваются. Им важно быть не глупее, чем текст Достоевского, чем спектакль самого Камы Гинкаса, который, говорят, что-то такое выдумывает. А там вдруг шутки. Когда-то очень давно я смотрел спектакль по Достоевскому, довольно приличный, и с первой же фразы стал смеяться. Ко мне повернулась очень известная критик: "Как вам не стыдно, это ведь Достоевский!" - зашипела она... Легкомысленные зрители, которые пришли развлечься, тоже берут далеко не все, только поверх, но с ними легче. Тут уже зависит от артиста - сможет ли он их повернуть. Как правило, это удается".

Критики (и не одна "известная критик" в том числе) по "Карамазовым" отплевались быстро, интеллигенты все, что ошибкой заходили, тоже посбегали, а спектакль, чей выпуск едва не сорвался из-за претензий к казавшемуся немыслимым хронометражу, снова заканчивается в четверть первого ночи и артистов публика ни в какую не желает отпускать на поклонах! На предыдущих "Трех сестрах" сидел рядом с женщиной, после многих лет жизни в Австралии вернувшейся, которая прицельно, не по одному разу на Богомолова ходит:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3970600.html

А на восьмых для меня (по приблизительным подсчетам...) "Карамазовых" оказался за спиной у супружеской пары, давно живущей в Америке - ежегодно на пару недель приезжают чтобы спектакли Бутусова, Богомолова и Крымова смотреть. "Карамазовы" они тоже видели повторно, но не сразу вспомнили, когда приходили первый раз. Я свой первый раз на "Карамазовых" помню отчетливо в силу того, что это был единственный прогон, на следующий день после отмененного, непосредственно перед официальной билетной премьерой:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2710386.html

Но пришлось покопаться в записях и уточнить насчет последнего - оказывается, я не видел "Карамазовых" уже больше года:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3714573.html

Теперь тоже, каюсь, прибежал из консерватории с антракта, но хотя бы с первого, то есть пропустил только один акт из трех (естественно, я неоднократно видел спектакль целиком, от начала до конца... но не каждый раз). Зато сел во второй ряд слева от прохода - только что не в первый, а так оптимально, особенно для обзора средней части и глубины сцены: считай многие моменты, происходящие на барно-кухонной стойке во 2-м и 3-м актах, я раньше и не мог как следует разглядеть.

Кроме того, за год случился бросающийся в глаза ввод - как и в "Идеальном муже", в "Карамазовых" вместо Максима Матвеева теперь задействовал Кирилл Власов. С одной стороны, абсолютно богомоловский артист, идеальный Ланселот в "Драконе" (был...) и Кулыгин в "Трех сестрах", но вот как раз по его работе в "Карамазовых" видно, насколько другой Богомолов уже в "Драконе", подавно в "Трех сестрах", по сравнению с "Карамазовыми", и Власову где-то не хватает матвеевской "игры", он существует уже в сегодняшнем богомоловском ключе, несколько выпадая из ансамбля, хотя безусловно и не разрушая его, очень уж прочно в "Карамазовых" вся конструкция выстроена. А еще я раньше не придавал значения, что Данил Стеклов и Павел Чинарев меняются местами - теперь, попав на вариант, где "калинку-малинку" пляшет Стеклов, а за Черта, увязавшегося за Алешей, выступает Чинарев, заново и с восхищением открыл для себя, до чего же точно Чинарев здесь работает!

Удивил неожиданной сдержанностью - может просто усталостью? или все-таки сказался содержательно опыт "Ай фака" и форс-мажорного ввода в "Трех сестер?.. - Игорь Миркурбанов, предыдущие годы он все "наращивал" экспрессию, добавлял своему Карамазову-старшему ужимок, гротесковых красок, а тут как будто вдруг их "стер", и финальный монолог до самого выхода на "Я люблю тебя жизнь" провел, словно не Федор Павлович, а Порфирий петрович, не черт во плоти, а виртуальный литературный алгоритм - с неожиданной тонкостью. Филипп Янковский, наоборот, страдания Митеньки доводит до гротеска, почти до юродства и чуть ли не до шутовства - мне кажется, раньше его персонаж был эмоционально открытым, ранимым, сейчас в нем проявляется вызов, "демонстрация", "бунт" похлеще, чем во внешне бесстрастном Алеше-Хайруллиной: может так и задумывалось, но в разные годы смотрелось по-разному (тем более что был довольно продолжительный период, когда Янковский отсутствовал и Богомолов сам его заменял, что по сути превращало "Карамазовых" в другой спектакль). А в таком, слегка утрированном варианте страдания Митеньки - он же единственный герой, кто страдает по-человечески, остальные живых эмоций не проявляют либо вовсе их не испытывают - тоже оказываются двойственными, двусмысленными, и сам образ Митеньки усложняется.

Спектакль же в целом "усложняется" с годами, прирастая контекстом, вернее, разные богомоловские спектакли на разном материале как бы перекликаются и нередко конфликтуют друг с другом, как "Три сестры" по Чехову с "Идеальным мужем" и его внутренней чеховской линией, как диалог Ивана Карамазова-Кравченко с Чертом-Миркурбановым в "Карамазовых" - "Есть бог или нет?-Ей-богу не знаю..." с аналогичным в "Идеальном муже" - "Бог то есть, то его нет... Бог есть, даже если его нет..." (артисты же переходят из постановки в постановку одни и те же!), так что когда в "Карамазовых" на экране возникает титр "первый допрос менты проводят весело, бодро" - невольно про себя договариваешь: "...и хочется жить!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments