Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Иокогама симфониетта",дир.Казуки Ямада, сол.Нобуюки Цудзии в "Зарядье": Моцарт, Бетховен, Прокофьев

Замечательный, неординарный коллектив "Иокогама симфониетта" я в прошлый их приезд - тоже, как и теперь, на фестиваль Ростроповича - сумел послушать только на репетиции, впрочем, и от нее впечатления остались вполне полноценные, достаточно яркие:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3560550.html

Сейчас у Иокогамской симфониетты в рамках фестиваля было два выступления с разными программами, и ни на одну я не попадал изначально, очень расстраивался, но благодаря случившемуся неожиданно дневному прогону "масочного" спектакля освободился вечер и на первый из двух концертов оркестра я все-таки смог прийти, мне достались Моцарт и Бетховен.

39-я симфония Моцарта поразила с совсем не "камерным" звучанием, исполнили ее японцы весомо, рассудительно: получился Моцарт, пропущенный мысленно и через Бетховена, и через Шумана, и через 20-й век, но не утративший изящества (особенно что касается финала), вместе с тем отягощенный небеспечальным историческим и культурным опытом, как общечеловеческим, так, надо полагать, и национальным, местным, японским. Дирижировал Ямада наизусть и оркестранты тоже играли без нот, все у них отработано настолько, будто единый инструмент в руках у одного человека звучит.

Однако много сомнений у меня возникло в связи с пианистом, солировавшем во 2-м концерте Бетховена, которым открылось второе отделение. Нобуюки Цудзии представили как обладателя гран-при 13го конкурса имени Клайберна, но, во-первых, мне подсказывают люди знающие, что гран-при на конкурсе Клайберна не присуждается в принципе (главный приз там просто иначе называется), а во-вторых, свою премию японец разделил с другим участником. Зато Нобуюки Цудзии незрячий и играет, услыхал в телерепортаже, чуть ли со слуха, с подбора (надеюсь, это шутка или преувеличение...) - может быть это добавило ему очков (прошу прощения за невольный каламбур) и в конкурсе, и в дальнейшей мировой карьере?.. По крайней мере лично меня его невнятные манерные пиано раздражали, а каденции больше смахивали на отработку технических этюдов... Зато 2-й концерт Бетховена хотя бы не столь заигран, как остальные.

Состав программы вроде бы точно продуман: от Моцарта через Бетховена к неоклассическому Прокофьеву - такая, видимо, логика; но симфония, целиком занимающая первое отделение, после антракта фортепианный концерт в начале второго и еще одна симфония - последовательность номеров, мягко говоря, экстравагантная... Что еще обиднее, Первая "классическая" симфония Прокофьева (ее тоже выдали по памяти, и даже демонстративно убрали, за кулисы унесли все пульты: знай, мол, наших!) японцам не подошла именно в силу их, похоже, своеобразного отношения к музицированию: они слишком серьезны, слишком основательны, методичны - прокофьевская легкость, игровая ирония потерялась, они и Прокофьева играли как Моцарта, очевидно не сознавая разницы между 18-м веком и 20-м, между классицизмом и веселой стилизацией под него, получилось тяжеловесно, скучновато, причем до такой степени, что финал симфонии Прокофьева, повторенный на бис с откровенно цирковыми примочками (контрабасист крутил инструмент будто заправский джазмен, духовики подпрыгивали на месте, некоторые аккорды акцентировать неожиданно резко и т.п.) ни юмора, ни изящества исполнению не прибавили.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments