Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Пианисты" К.Бьёрнстада, театр "Глобус", Новосибирск, реж. Борис Павлович

Видимо, качественный литературный текст взят за основу - благо спектакль решен в "минималистском" преимущественно, хотя и не сугубо "пост-драматическом" ключе, а изначально вовсе приближен к формату "читки": в серой коробке с закрытыми квадратами "оконных" проемов от художника Ольги Павлович (потом их и подсветят, и откроют - декорация мне подозрительно напомнила пространство "Пустоты" Тверского ТЮЗа...), ну только что не на обычном подиуме или пандусе, а на паркетном ступенчатом "амфитеатре", сразу отсылающем к "архитектуре" концертной эстрады для классического музицирования, располагаются в ряд несколько стандартных "икейных" стульев, выходят и рассаживаются на них артисты... Далее, правда, ровно-сдержанный, отстраненный по сегодняшней моде тон время от времени прерывается эмоциональными всплесками, доходящими порой до провинциального актерского наигрыша (возможно, так и задумано...), а стерильная минималистская условность разбавляется показательно "театральными" гэгами вплоть до накладных усов на резинке, которые цепляет себе один из персонажей, или "атмосферного" печеньица на блюдечке, что, еще и в связи с темой спектакля, напомнило мне известный юмористический номер: "здесь играем, здесь не играем, а здесь я рыбу заворачивал".

Для меня фигура Бориса Павловича - один из самых необъяснимых феноменов русскоязычной театральной действительности: допускаю, мне не повезло, но я пока-то не видел (а смотрел немало) ни одной его работы, которая меня бы убедила в значительности этого режиссера, тем не менее статус ему придан сегодня прям-таки культовый... Ну да и не жалко - три часа его новосибирских "Пианистов" не скажу что пролетели за минуту, но бывают пытки пострашнее, и актеры, особенно молодой состав, явно "натренированы", заданный строй спектакля держат, и ритмический, и пластический, и интонационный. Семейно-мелодраматические коллизии, вписанные в специфический музыкальный контекст, тоже не слишком оригинальны, но по-человечески до некоторой степени увлекательны.

Главный герой Аксель Виндинг потерял мать, она утонула, а отец-прожектер вкладывается в безумные строительные начинания и постепенно разоряется. Аксель тем временем занимается музыкой и к 16 годам (а на дворе конце 1960-х, отсюда еще и привкус ретро, из спектакля вычищенный полностью) участвует в конкурсе молодых пианистов, кульминационном событии его жизни. На конкурсе он не получает призового места, к тому же сестра, некстати выкрикнувшая из зала "браво!" после его исполнения, окончательно сбивает парня с толку. Кроме того, Аксель влюбляется в одну из коллег-конкурентов Ане, но сходится и теряет девственность с другой (по ее инициативе). Ане потом умрет от туберкулеза - но что от туберкулеза я узнал не из спектакля, потому что развязка в постановке (смерть педагога-неудачника - того самого, с накладными усами; самоубийство отца Ане и затем ее собственная безвременная кончина) к исходу трехчасового представления следуют в режиме нон-стоп, скомкано и без подробностей. Зато в целом спектакль строится на перепадах эмоциональных всплесков и спокойных, неторопливых разговорных "полифоничных" эпизодов, где не только главный герой может высказаться от первого лица - лично меня это малость утомляло, но я, должно быть, просто не способен вникнуть в суть театральной поэтики Павловича.

Что еще слегка удивило - в спектакле (то есть в тексте), где только и речь что про Моцарта, Брамса, Прокофьева..., инструментальная музыка практически не используется (за исключением, что забавно, хард-роковой фонограммы на эпизоде новогодней подростковой дискотеки), артисты музыкальное сопровождение обеспечивают сами хоровым пением, и довольно точно, скупо, эстетично все это придумано и сделано. Однако и мысли, и отчасти даже сюжет вертится вокруг 1го, Соль-мажорного концерта Равеля, любимого произведения погибшей матери Акселя, который собирается исполнить девочка, в которую он влюблен. Много слов произносится о том, что произведение "сложное и каверзное", а преподавательница девочки (в прошлом успешная концертирующая пианистка, бросившая карьеру ради мужа-философа - у нее есть отдельная линия, но не очень внятно в спектакле поданная) и вовсе считает равелевский 1-й концерт "мрачным и роковым", но поскольку музыка не звучит, все это принимается на веру. А я вот за последнее время как минимум дважды слышал этот концерт живьем, причем оба раза в исполнении Плетнева (только один раз МВ дирижировал, а играл Дебарг, второй раз наоборот, солировал Плетнев с приглашенным дирижером), и постоянно думал, что технически, особенно вторая часть, опус прост до такой степени, что я сам мог бы сыграть его с листа, правую руку уж точно. И насколько я могу предположить, автор все "роковые сложности" концерта Равеля понимает как содержательные, а не технические - из реплик же персонажей остается сделать вывод, что им ноты не даются... Полагаю, что это сильно смещает смысловые акценты.

Впрочем, спектакль оставил меня до такой степени равнодушным что к судьбам героев (а там страсти-мордасти, Аксель, к примеру, однажды застает подпортившую ему жизнь сестру в постели с девушкой, которую любит, и переживает шок...), что к театральной форме их воплощения... - я, не цепляясь за суть, больше следил за внешней стороной происходящего, старался ловить лейтмотивы в тексте и отмечать режиссерские приемы. К концу с разочарованием наблюдая "натуральные", "олдскульные" (и это после всех ухищрений!) слезы на лице актера, играющего главную роль, и по-тюзовски "картинную" финальную мизансцену на фоне неоднократно упомянутого символистского пейзажа Мунка "Солнце". Кроме того, что нехрестоматийный (не берусь судить, насколько популярный, но я не читал и вряд ли буду) роман перенесен на сцену и таким образом предоставлена возможность с ним ознакомиться (и то лишь с 1-й, как я понял, частью романного цикла, под конец пересказанной совсем уж бегло и поверхностно), чего-то ценного я из спектакля для себя не вынес, а фабричного изготовления стулья теперь часто в театре используются, по любому поводу, на любом материале, универсальный и беспроигрышный ход: нет идеи - есть икея.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments