Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Медея" Х.Мюллера, "Инка Театр", Тегеран, реж. Неда Касэмьян

Провинциального (пусть и в мировом масштабе) розлива вчерашний "авангард" - вероятно, лучшее, чего можно ожидать от современного иранского театра: не так много я видел, но кое-что и не столь уж редко добирается до Москвы, удручая либо убогим этнографизмом, либо, что еще хуже, жалким подражательством "продвинутым" европейским образцам. В целом я остаюсь при убеждении, что фестивальные показы, тем более прокат и гастроли иранских (среди прочих...) фильмов, спектаклей, проведение выставок иранских художников и т.п. - знак дурной и свидетельствует, с одной стороны, о способности людоедских режимов к мимикрии под цивилизацию и имитации сотрудничества в качестве тактической военно-политической уловки, с другой, радостную готовность цивилизации видеть в людоедах-дикарях себе подобных, принимая эту иллюзию за действительность (но то же самое, даже в большей степени, относится к экспансии на запад и т.н. "русского мира"!). Вместе с тем в своем роде талантом и мастерством некоторые деятели подобных "культур" не обделены, вот и "Медея" Неды Касэмьян (могу ошибаться, но фамилия выдает в создательнице постановки армянские корни, что для Ирана не так уж и невозможно) при всей вторичности как минимум в плане зрелищности достаточно эффектно смотрится.

Хайнер Мюллер и исламская республика Иран - на первый взгляд, несовместимые явления, по факту же отлично совмещаются, благо затхлая ГДРовская авангардистская графомания Мюллера, сколь претенциозная, столь и пустопорожняя, годится как материал (наподобие физраствора) для театра любой "группы крови", а уж когда вовсе неважно, что за текст звучит со сцены, и подавно. Иранская "Медея" - визуально-пластический перформанс, любительский, хенд-мейдовый, а все же стоит признать, не лишенный некой изысканности, касается ли то серых живописных хламид на артистах, грима (его режиссер самолично разрабатывала), механистично-кукольной пластики замедленных движений или смены цветов подсветки - Медея (Венушэ Вахэди) "копает" невидимой лопатой и руками роет, царапает землю, нечто показывает ладонями, пальцами... теоретически есть на что посмотреть.

По гриму и "хореографии" постановка напоминает спектакли, созданные Виктюком и Терзопулусом для Аллы Демидовой - Терзопулос как раз "Медею-материал" Хайнера Мюллера с ней и ставил, если уж на то пошло - вплоть до того, что за Кормилицу выступает актер-мужчина (едва ли, правда, в иранском контексте это значит то, что значило у Виктюка... скорее наоборот!). На фоне задника из простыни с прорезями и прикрытым ободранными махрами портала "пещеры" по подиуму перемещаются персонажи, но их не трое, как исполнителей, а четверо: у Медеи есть двойник - кукла. И это, несомненно, наиболее занятная деталь спектакля, потому что секундами забывает, путаешь, где актриса, а где ее рукотворный двойник, до того лицо у куклы "живое"!

Другой вопрос, что означает эта "двойственность", расщепление заглавного образа на живой и кукольный планы, в чем его символика и как она вписана в общую драматургическую линию... Да нащупать бы еще ту линию - откровенно говоря, 45-минутное действо, не лишенное "изысканности" по картинке, я воспринял как набор перформативных упражнений, достаточно быстро утомляющих (русскоязычные субтитры мало помогают...) и при этом неожиданно, ни на чем обрывающихся.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments