Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

оркестр Венского радио, дир. Андрей Борейко, сол.Давид Фрэ в "Зарядье": Шуберт, Бетховен, Шостакович

Не знаю, впервые ли в Москве выступил оркестр Венского радио, а мне однажды его довелось слушать при обстоятельствах совершенно необычайных, в айзенштадтском дворце Эстерхази, но с другим, конечно, дирижером:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2358726.html

Про дирижера Андрея Борейко я узнал гораздо раньше - в начале 90-х он на постоянной основе сотрудничал с ульяновским симфоническим оркестром, правда, к моменту, когда я начал ходить на концерты, уже успел покинуть Ульяновск и никогда на моей памяти (возможно, позднее...) туда не возвращался, так что я застал лишь "шлейф" впечатлений от его работы, и если тогдашнего руководителя оркестра Николая Алексеева (сейчас он у Темирканова в Петербурге) местная публика по-человечески недолюбливала, то с тем большей ностальгией про Борейко мне старшие товарищи рассказывали. В Москве последние годы Андрей Борейко тоже практически не бывает, и я лишь один раз четыре года назад оказался на его совместном с ГАСО и Вальтрауд Майер выступлении в КЗЧ, не самом, вероятно, удачном:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3048239.html

Теперь программу венцы привезли не ах какую эксклюзивную, за исключением легковесной увертюры Шуберта из музыки к забытой пьесе "Розамунда", в общем, действительно новым для меня на вечере был только пианист Давид Фрэ, я не ходил на его сольник в БЗК прошлой зимой, ни тем более в Дом музыки, и похоже, что немного потерял, открытием не стал и он, во всяком случае эта размазня, манная каша, в которую у него превратился 3-й концерт Бетховена, совсем не вдохновляла. Вторая часть за счет медленного темпа еще туда-сюда, но первая и особенно финал - все скомкано, невнятно, такой дежурный "импрессионизм", совершенно неуместный в столь хрестоматийной, заигранной венской классике и при том ничуть ее не освежающий, не делающий актуальнее, оригинальнее. В баховском бисе Фрэ показал себя таким же уныло-однообразным, еще и технически небезупречным - сам нервный, дерганый, а играет скучно, занудно, не всегда чисто. В том же ключе мыслит, к примеру, Дебарг, но у Дебарга получается органично, как бы индивидуально, а у Фрэ надуманно и стандартно "по-французски".

Оркестр достойный, но как я сейчас понимаю, не первоклассный: с плотным, густым звуком (но и с проблемами в группе медных духовых вплоть до явной фальши валторн...) - в Пятой симфонии Шостаковича, хотя она прозвучала несравнимо интереснее бетховенского концерта, при всей мощи кульминаций и ровных пиано не хватало резких контрастов, но ее общее благостное настроение (все-таки и симфония у Шостаковича не слишком драматичная) в целом и духу, и уровню оркестра подошло.

Что касается Андрея Борейко - стиль, аккуратность, внимание к деталям ему очевидно присущи, что я и по прошлому разу отметил, но по-моему сегодня, в 21-м веке, от дирижера требуется иное, прежде всего наличие собственного взгляда, и не просто на конкретную музыку, а на то, как устроен космос, на место человека в нем, иначе к музыке незачем подступаться, кроме более или менее качественного развлечения для благопристойной публики не выйдет ничего. Хотя бисом он все же продемонстрировал "концептуальность" мышления, выдав на гора свиридовское "Время, вперед!": Свиридов после Шостаковича, "Время, вперед!" после Пятой симфонии - это и по-своему логично, и во многом спорно, отчасти провокативно, а стало быть, уже любопытно, при том что и Свиридова сыграли венцы не ахти как здорово.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments