Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

ряженых не будет: "Три сестры" А.Чехова в МХТ, реж. Константин Богомолов

Может быть, я и не человек, а только делаю вид, что у меня руки и ноги... и голова;
Может быть, я и не существую вовсе, а только кажется мне, что я хожу, ем, сплю.
О, если бы не существовать!
Может, я не разбивал, а только кажется, что разбил.
Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет.


Ни слова сверх написанного Чеховым, а будто не армейский врач рубежа 19-20го веков размышляет, но литературный алгоритм из конца 21го века говорит о том, что знает наверняка! Миркурбанов вошел в спектакль как пробочка в бутылочку, и хотя принципиальный контраст между тоном чебутыкинским и остальных персонажей, изначально заложенный, несмотря на смену составов сохраняется, способы существования в роли Семчева и Миркурбанова разнятся сильно: семчевский Чебутыкин, по-человечески "теплый", "уютный", привносит в стерильный неоновый холод прозоровского дома без стен и без крыши ноту сентиментальности; у Миркурбанова с его достаточно однообразной и во многом предсказуемой, зато неповторимой, фирменной манерой тот же текст вместо "чувствительности" наполняется цинизмом, пускай напускным, но все-таки еще более увеличивающим дозу "холода", приближающим общую температуру спектакля к абсолютному нулю, к совершенной энтропии. Еще и за счет опыта, который Миркурбанов передает своему Чебутыкину от того, что сыграл уже и в "Теллурии" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3957985.html

- до этого в "Чайке", а главное, играет сейчас в "АЙ ФАКе" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3969476.html

- поразительно, но чеховские герои и пелевинские алгоритмы в спектаклях Богомолова обнаруживают сродство практически до тождества.

Впрочем, действующие лица чеховских пьес или сценариев Вуди Аллена, равно персонажи книг Пелевина и Сорокина - не главные герои спектаклей Богомолова, их главный и по большому счету единственный герой - проходящее сквозь человеческие жизни время. Только в "Чайке" или "АЙ ФАКЕ", даже если и там время можно почувствовать тактильно, осязаемо, как обладающую физическими параметрами материю, то в "Трех сестрах" все, что времени касается, проговаривается прямым текстом вслух - "как идет время, ой как идет время..." - текст, допустим, хрестоматийный, навязший в зубах, однако в отстраненно-бесстрастно-скороговорочной тональности постановки он звучит словно впервые ("одиноко... и никто не слышит" - сказала бы Мировая Душа из пьесы Треплева...), а когда во втором действии, третьем чеховском акте, Чебутыкин-Миркурбанов не демонстративным, но уверенным, осмысленным жестом смахивает со стола электронные часы, до этого с начала спектакля отсчитывавшие время (реальное!) и подававшие сигнал ("и тогда тоже били часы"), к тексту добавляется наглядность, и все вместе - сценическое действие еще полтора чеховских акта продолжается, доигрывается, но время вышло, жизнь закончилась... (плюс опробированный уже в "Чайке" прием, когда один чеховский акт перетекает в другой на статичной мизансцене, без паузы, без ухода и выхода актеров; плюс специально для "Трех сестер" придуманная, но все-таки не без оглядки на подмену Табакова кульком из-под мусора в "Юбилее ювелира", придуманная "фишка" с муляжом няньки на протяжении первого действия, когда во втором куклу заменяет обмотанный платком Артем Соколов и уходит, гонимый Наташей) - это дает какой-то убийственный эффект, какого, пожалуй, даже на других спектаклях Богомолова (за исключением, пожалуй, "Триумфа Времени и Бесчувствия") не переживаешь.

Для меня поводом четвертый (всего-то за год без малого) раз прийти на "Трех сестер" стал ввод Миркурбанова вместо Семчева, который пока нездоров, но смены составов в спектаклях Богомолова - привычное, естественное явление, как смены сезонов в календаре, и даже если сам Богомолов не подменяет того или иного актера, все равно составляет уже какой-то отдельный аттракцион, чуть ли не самостоятельный сюжет (с одной стороны - вводы краткосрочные или однократные, с другой - они в свою очередь тоже ведь напоминают: время идет..) Меньше месяца назад я видел "Идеального мужа", где роль Папы и Мамы (ну строго говоря, только Папы, потому что Мама лишь на видео и его не переснимали) исполнял вместо Семчева самолично Богомолов -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3953262.html

- а уже с тех пор Папу Лорда успел и Сергей Чонишвили сыграть (занятый в "Идеальном муже" лишь во втором акте, то есть во втором - как обычно, а в первом и третьем, соответственно - в порядке форс-мажора), и это тоже чрезвычайно любопытно, но я посчитал, что каждые две недели ходить на "Идеального мужа" - нездоровый фанатизм. В "Чайке" только что Богомолов заменил Хрипунова в роли Треплева -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3962731.html

- а про составы "Теллурии" я вообще молчу. В "Трех сестрах" с некоторых пор в очередь с Александрой Виноградовой играет Мария Фомина - тоже любопытно, наверное... Каждый раз отмечаю и взаимозаменяемость исполнителей в богомоловских постановках, и вместе с тем парадоксальную незаменимость любого из них, до такой степени точен, при видимой случайности (и артисты одни и те же из названия в названия бегают!) кастинг. Спрашивали после премьеры "Трех сестер": ну объясните (можно подумать, поймут, если объяснить!), почему Тузенбах - Дарья Мороз!? А мне на этот раз показалось сперва, что начало тормозит, не взят нужный темп, но выходит Дарья Мороз-Тузенбах - и полетело!

В первом действии, правда, присутствие Миркурбанова дает скорее дополнительную краску, но во втором, особенно в чеховском третьем, кульминационном, "пожарном" акте, перестраивает в известной мере партитуру спектакля. Семчевского Чебутыкина трудно было не пожалеть - а Миркурбанов позволяет чувствовать по отношению к своему герою то, что Чебутыкин чувствует по отношению к себе сам, понять про него то, что он сам про себя понимает: его монолог за столом в этом третьем акте, переходящий в последующий эмоциональный (самый громкий, интонационно насыщенный) выплеск "а у Наташи романчик с Протопоповым!" - вершина, за которой ансамблю остается довести, дорассказать и так хорошо известный сюжет: "я знала, я знала..."

Рядом со мной оказалась (вернее, я рядом с ней на единственном свободном месте в первом ряду) женщина, изначально ленинградская, но много лет прожившая в Австралии и в Сиднее не пропускавшая спектакли с участием Кейт Бланшетт (!), а теперь живущая в Москве. Видела "Идеального мужа", "Карамазовых", "Мужей и жен", все спектакли Богомолова с Табаковым, включая "Дракона", успела посмотреть "Мушкетеров" (и очень расстроилась, что они не идут больше хотела привести дочь), в превосходных степенях оценила "Славу" некогда родного БДТ (посетовав лишь на перебор "подсказывающих" ремарок - тех самых, которых так не хватило либеральной интеллигенции...), расспрашивала про "Теллурию", с удивлением впервые услыхала про "АЙ ФАК" и проявила горячий к нему интерес (примечательно, что даже зрители, увлеченные творчеством Богомолова, могут не слыхать вовсе про "АЙ ФАК", уже заканчивающий прокат!), а меня спрашивала: что мне дает повторный, многократный просмотр спектаклей. В подробности вдаваться у меня времени не нашлось, да и трудно формулировать на ходу в спешке - но вы даже не представляете, как много я получаю от каждого, второго, третьего, четвертого и по возможности далее просмотра постановок Богомолова, сколько новых поводов к размышлению и какие мощные переживания я получаю на них всякий раз!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments