Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Собачье сердце" М.Булгакова, "Чехов-центр", Южно-Сахалинск, реж. Олег Еремин

Меня уже в антракте успели обсмеять - типа "как тебе это может нравиться?!" - а я бы и не сказал, что мне "понравилось" (я вообще стараюсь подобными категориями не оперировать...), но смотрел я петербургско-сахалинское "Собачье сердце" с любопытством, тем более что за два дня того привозили хабаровское, прямо противоположного рода спектакль. "Собачье сердце" Николая Русского - концептуальный перформанс с надстроенной над хрестоматийным сюжетом и во многом умозрительной, как мне показалось, но все-таки интересной, неожиданной рациональной конструкцией, где булгаковская фабула вписывалась в поданную через прямые цитаты из библейской Книги Бытия историю сотворения мира (и, соответственно, первого человека), а с другой, герой (тот самый первочеловек) расщеплялся на мужскую телесную и женскую душевную ипостаси:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3969646.html

В иррациональном, ассоциативном "Собачьем сердце" Олега Еремина образ Шарикова-Владимира Байдалова с самого начала синтетичен до пародии, многими принятой за чистую монету и покоробившей утОнченный вкус: актер волочит за собой пристегнутую "заднюю часть", да к тому же гиперболически здоровенную и неудобную, со всеми сопутствующими взрослому псу хоть и тряпичными, но выпуклыми, наглядными причиндалами - такой получается "кентавр" из провинциального ТЮЗа, а то и с детсадовского утренника - потом, "преображаясь", Шариков довесок отстегивает и демонстративно вывешивает его на обозрение. Меняются интонации героя, из хорошей собаки получается омерзительный недочеловек, но это все тот же Шарик. И вопросы возникают к профессору Преображенскому, который здесь (не знаю, каково соотношение в образе профессора режиссуры, осознанной работы актера Виктора Крохмалева или исполнительской инерции...) абсолютно, на мой взгляд, гадок в своем самодовольстве, снобизме, уверенности в праве экспериментировать над природой. Художник Сергей Кретенчук всю площадку устлал шкурами животных (от белок и лис до медведей и даже крокодилов! а также черепашьих панцирей и проч.) - вероятно, все это отходы профессорской "науки", по поводу чего верно было замечено, в Европе такое сценографическое решение вызвало бы волну протестов, ну да Москва - не Европа, а Сахалин - подавно. К тому же поверх звериных шкур разбросаны муляжи отрезанных, отрубленных (революционной гильотиной?) человеческих голов.

Так или иначе Преображенский, Борменталь и примкнувшая к ним в образе японской гейши (без лифчика под кимоно) Зина вопреки тотальному озверению продолжают чинно обедать за изысканно сервированным фарфорами и хрусталями столом под 2-й концерт Рахманинова, едва отвлекаясь на хор домкома, откуда-то доносящий до нежных, на классику настроенных профессорских ушей, "Застучали по боярам топоры" из прокофьевского "Ивана Грозного" (написанного уже после смерти Булгакова, правда). Застольные разглагольствования о разрухе, попытки укрыться от влаги, льющейся с протекающей крыши, под ковром (а вот Шарик охотно лакает воду "с небес", променяв уличную волю на тепло и кормежку) - все это рациональные "цветочки", не предвещающие сюрреалистического, экспрессионистского балагана во втором действии, когда до антракта лишь мелькнувшая толпа, масса предстанет различными ипостасями "шариковых".

Для меня это первое столкновение с режиссурой Олега Еремина, который ставит преимущественно в питерском Новом императорском (совершенно неведомом мне) театре, но я помню, как он играл Треплева в потрясающей александринской "Чайке" Кристиана Люпы -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1119949.html

- и думается мне, опыт работы с Люпой для Еремина даром не прошел. Тут много спонтанного, алогичного, рассчитанного больше на актерскую энергию, нежели на интеллектуальное наполнение происходящего, ближайший аналог - Бутусов, но кажется, сахалинские актеры не все и только отчасти готовы предложение режиссером и сценографом правила игры принять, а на московских гастролях и вовсе закомплексовали, зажались... И все-таки разномастная шариковская стая, в кричаще-"нарядных" - из ручных принтов! - одежках, в повторяющейся с вариациями сцене Шариков-Борменталь-Преображенский некоторое впечатление производит.

С другой стороны, когда вся толпа, забыв о профессоре, устремляется к зрительнице в центре первого ряда и начинает ее разглядывать, чуть ли не ощупывать ("мы изучаем зрителей" - объяснил потом режиссер), или когда настоящие капельдинеры (в случае с ЦИМом молодежь, а в сахалинском оригинале пресловутые "бабушки") усаживаются после антракта в глубине сцены за ограждением из золоченых столбиков и красных канатов типа "охранять капусту", муляжи кочанов прилагаются (а это, тоже истолковал режиссер после спектакля, "настоящая жизнь", которая присутствует рядом с театром) - не зная заранее, в чем дело, недоумеваешь, кто-то поди и перепугается (если на тебя вдруг целая сахалинская труппа накинется и станет вглядываться...). Ну и детали вроде того, что актриса, играющая Дарью, под занавес первого действия изображает бабку, пришедшую "на говорящую собачку посмотреть", но попиздившую столовое серебро у профессора, явно лишние, слишком примитивно это.

Тогда как за превращением Шарика в "интеллигентное существо, барского пса", несмотря на все избыточные побочные эффекты, наблюдать интересно. Тем более что в инсценировке отсутствует как персона, как действующее лицо, Швондер - и это, может быть, для меня самый знаковый момент: профессор все на какого-то незримого Швондера валит, перелагает ответственность за другого - снимая ее с себя... К финалу же Шариков окончательно выделяется из клоунско-цирковой толпы (вплоть до отплясывающего подобие "Яблочка" безымянного персонажа Александра Ли) и вместо того, чтоб вернуться, согласно сюжету повести, в исходное положение, предстает вальяжным господином с сигарой и бокалом коньяка, такое вышло преображение.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments