Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Sociopath"/"Гамлет", театр "Старый дом", Новосибирск, реж. Андрей Прикотенко

Героям этого "Гамлета" необязательно травить и колоть друг друга - сдохнуть можно от одной только их непрестанной скороговорочной болтовни, и не от того, что они говорят, и даже не от того, как, а уже от того, сколько и с каким напором: текста в спектакле Прикотенко, по ощущениям, больше (ну по крайней мере не меньше...), чем в оригинальном "Гамлете", при том, что от Шекспира тут едва ли пара слов. Зато в ассортименте - интеллигентский суповой набор Тихонов-Сельвинский-Пастернак Маяковский-Бродский-Высоцкий, разбавленный рэп-баттлами, приколами в духе комеди-клаба и КВН, до кучи театрально-капустно-внутрицеховыми гэгами вплоть до упоминания "маски плюс" - основной текст сочинен Андреем Прикотенко, рэп-баттлы, преимущественно Гамлета с Клавдием, принадлежат исполнителям, причем в разных составах речитативы звучат у каждого актера собственные, ну а "маска плюс", надо полагать, импровизация эксклюзивная, под московские фестивальные гастроли. Два с половиной часа мероприятия отняли у меня столько физических сил, что на встречу с создателями постановки я остался скорее, чтоб отдохнуть - оттуда, помимо всего, вынес, что изначально концепция Прикотенко предполагала достроенный "рамочный" сюжет: герой сочиняет компьютерную игру и становится ее героем - тоже, надо сказать, исключительно свежий ход... однако в московском варианте показа (спектакль якобы длился на полчаса дольше обычного...) не "прочитывался" и он.

Помещено действие в выгородку-сетку, которая заодно служит и экраном для видео с титрами. Вообще антураж напоминает спортклуб с профильной специальностью "фехтование" (в фехтовальщиков под закрытыми масками превратились даже "могильщики"), где Клавдий тягает гантели, демонстрируя кубики на животе и пьет ионизированную воду (впоследствии отравленную, он вольет ее в глотку Гертруде), Полоний увлекается теннисом (и мальчиками...), Розенкранц и Гильденстерн спутаны по талии и ногам клейкой лентой, у Офелии гирлянда лампочек в парике, Гертруда катается на электросамокате, и только лысый очкарик Гамлет демонстративно отвергает как ЗОЖ, так и костюмированные приколы, предпочитая виртуальные, дигитальные забавы, а плюс к ним вокально-поэтическое творчество. Все персонажи в белом, кроме Гамлета в черной модной хламиде и Гертруды, тоже в черном топе, с "эполетами" из вороновых перьев на плечах вдобавок.

Кого-то подкупила физподготовка молодых артистов "Старого дома" и неподдельная их самоотдача - да, на пару минут такое и меня может "завести", но внешние придумки однотипны и прокручиваются на холостом ходу (при том что если вспомнить "Оперунищих" Прикотенко в Театре Сатиры... - и новосибирский его "Социопат" покажется эталоном вкуса!), а содержательное наполнение не накапливается по мере развития действия, если тут вообще уместно говорить о развитии. Забавно, допустим, что мать сама дает чужому парню (Лаэрту) отравленную шпагу и просить родного сына заколоть, а сын с папой долго в драке возятся и друг друга таскают, забыв уже про все фехтовальные правила, пока не "сядет батарейка" (так на титрах выведено) и из рассуждений Гамлета о том, гадит человек под себя перед смертью или нет, вырастает "быть или...?", и все это с околичными политическими, как местными, так и глобальными намеками - кстати, тех, кого "завел" спектакль поначалу, он утомил к концу, я же, наоборот, сколько-то промучился, на втором часу пообвыкся и финал досматривал спокойно, не напрягаясь, что тоже характерно: вроде трагедия выходит на кульминацию - а пофиг, скорей бы отпустили.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments