Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Точка пересечения-2019" в МАМТе, хор. Максим Севагин, Бенуа Фавр, Ольга Васильева, Ондржей Винклат

За считанные годы проект театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, посвященный молодой хореографии, стал не просто регулярным, но ожидаемым, а в этот раз показался мне еще и как никогда "урожайным" ну если не на планетарного масштаба открытия, то на очевидные достижения, связанные с новыми именами, которые хочется отметить, запомнить и дальше за ними следить. На каком-то этапе одну заявленную участницу сменила другая, но уже традиционно программу составили четыре разноплановые работы.

"Просвещение" Максима Севагина, артиста труппы МАМТа сейчас (вообще он питерский, из Михайловского театра пришел, и постановка нынешняя для него не дебютная) - редкий пример умелого, точного хореографического освоения музыку Прокофьева. Спектакль поставлен на первые две части 3-го фортепианного концерта, где Прокофьев, с одной стороны, возвращается неоклассике, а с другой, все-таки продолжает развивать модернистские находки предыдущего периода - адекватно концерту и пластическое решение постановщика. Пролог на тему вступления - женское лирическое, чисто неоклассическое соло, которое сменяет соло мужское, уже более резкое, модерновое, а далее - экспрессия нарастает, движения заостряются, классика и модерн активно взаимодействуют, на минимализм мизансцен накладываются сложные, из классического обихода, па; во второй части развитие достигает кульминации, которая с началом третьей, финальной, неожиданно обрывается: все участники ансамбля выносят стулья, садятся в ряд спиной к залу, как бы превращаясь из артистов в зрителей - при выключенном свете в полной темноте начинает звучать фонограмма и вдруг замолкает, а исполнители выходят на поклоны. В чем можно увидеть ограничение по хронометражу или незавершенность работы, ее скомканность или, наоборот, концептуальность... Ну и заглавие слегка напрягло... - а осталось непроясненным ("непросвещенным"...) При этом, хотя оглядка на абстракции Ханса ван Манена где-то режет глаз, в целом "Посвящение" очевидно самостоятельнее по форме и содержательно глубже ближайших аналогов (вроде одноактовок Антона Пимонова, к примеру). Помимо того, подкупает, восхищает отточенность, отшлифованность исполнения, отрепетированность спецпроекта (а я смотрел лишь прогон!), чистота движений, которой, если честно, не всегда отличаются и репертуарные балетные спектакли! Это касается не только "Просвещения", но и всех четырех представленных опусов.

"Вовне" Бенуа Фавра, в отличие от "Просвещения", не предполагает выделения из ансамбля солистов-протагонистов - но формально, технически шесть исполнителей все же распределяются на два трио, мужское и женское, а затем и на три пары. Это уже в гораздо большей степени "контемпорари данс", хотя и далеко не самый радикальный, не завтрашнего дня. Эффектно задействованы и освоены колесные платформы. Предметная метафора, правда, пусть и не совершенно однозначна, но все же достаточно прямолинейна: танцовщики постепенно освобождаются от черных костюмов, оставаясь в цвета человеческой кожи трико - как душа из тела или как личность от навязанных обществом пут... А пустотелый, "призрачный" строгий костюм - артисты им управляют, словно куклой, но сюжетно он живет самостоятельной жизнью, как бы преследует героев - становится к концу дополнительным зловещим персонажем. Но все-таки к удобопонятной примитивной аллегории постановка не сводится, оставляя простор для фантазии.

"Борьба" Ольги Васильевой - тоже "ансамблевое" действо, но с выразительным, мощным (в том числе и за счет видной фактуры, темперамента исполнителя) мужским соло. Речь идет, насколько я понимаю, в первую очередь о борьбе человека с самим собой. Персонажи изначально ограничены собственным "кругом света", но постепенно высвобождаются, причем с выбросом агрессии - правда, озверение, которое они демонстрируют, я бы счел наигранным; лающие звуки, которые танцовщики имитируют, встав на четвереньки - прием уж очень в лоб... Но такие отдельные сомнительные моменты исключение, а в целом танец захватывает, и без каких-либо добавочных внешних "примочек", без предметной, перегружающей движения атрибутики: в простеньких костюмах, штанишки-маечки... Ну и ироничная кода - короткое женское соло - слегка напоследок снимает заданное хореографом напряжение. Вряд ли специально, продуманно, но "Борьба" Васильевой тематически перекликается с отделенным от нее антрактом "Вовне" Фавра.

"Проявление" Ондржея Винклата - самое "театральное", "зрелищное", если брать выразительные средства, помимо танца, произведение из четырех, хотя поставлена одноактовка всего на трех солистов. Пара в осыпающейся с тел глине, или гипсе - своего рода "скульптурная группа", ну а третий - это, надо полагать, "скульптор", тех двух "вылепивший", "изваявший"; "обмазывая" и себя, он занимает место своего конкурента, становится партнером единственной солистки. Мужские персонажи конфликтуют, меняются ролями, вытесняют друг друга - но к финалу возвращаются на свои места, "скульптуры" снова застывают в напряженных позах, а "художник" уходит прочь с ведром неизрасходованного "рабочего материала".

Еще нынешняя "Точка пересечения" отличается на удивление стильными и изобретательными видеоперебивками между спектаклями - все они сняты в грузовом лифте, персонажами выступают сами хореографы, к Максиму Севагину с каждым следующим показом в кабине лифта добавляются Бенуа Фавр, Ольга Васильева, Ондржей Винклат - ну то есть ничего, допустим, экстраординарного, но очень мило, и в тему, и лишний раз подчеркивает, насколько в проекте все хорошо со вкусом.

ПРОГРАММА

ПРОСВЕЩЕНИЕ
Музыка: Cергей Прокофьев
Хореография и концепция: Максим Севагин
Свет: Иван Виноградов и Максим Севагин
Костюмы: Таня Бакунова
Исполнители: Жанна Губанова, Анастасия Лименько, Леонид Леонтьев, Георги Смилевски-мл., Иннокентий Юлдашев, Герман Борсай, Дарья Юрченко, Наталья Конкина

ВОВНЕ
Музыка: Kangding Ray (альбом Solens Arc)
Хореография и концепция: Бенуа Фавр
Костюмы: Таня Бакунова
Исполнители: Михо Наоцуко, Елена Соломянко, Дина Левин, Андрей Кириченко, Марат Нафиков, Джошуа Трия

БОРЬБА
Музыка: Эцио Боссо
Хореография и концепция: Ольга Васильева
Свет: Иван Виноградов
Костюмы: Таня Бакунова
Исполнители: Евгений Поклитарь, Анна Окунева, Полина Заярная, Жан Дерягин, Элеонора Сильверио, Наталья Сазанова

ПРОЯВЛЕНИЕ
Музыка: Ондржей Винклат, Хаушка (альбом Abandoned City), Джон Фрушанте (альбом The Empyrean)
Хореография и концепция: Ондржей Винклат
Костюмы: Павел Кнолле
Свет: Иван Виноградов и Ондржей Винклат
Исполнители: Валерия Муханова, Александр Селезнев, Леонид Леонтьев
"Нырни внутрь себя и найди момент, который ты прожил, и сохрани его. Сохрани его навсегда!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment