Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Завод" реж. Юрий Быков

У просвещенных кинозрителей и передовой интеллигенции к Юрию Быкову отношение изначально сформировалось сложное, а после "Спящих", которых ему передовые так и не простили, подавно его социально-критические киноопусы доверия мыслящей части общества не вызывают. Мне в этом смысле проще - я к мыслящей части общества себя не отношу (стараюсь если уж и мыслить, от отдельно от общества), к тому же "Спящих" посмотреть не сподобился (если заведомое говно - зачем смотреть? а вот мыши давились, икали, но жрали...), и наблюдая прежде Быкова в непосредственной близости, остаюсь при убеждении, что человек он, в общем-то, честный, просто не очень умный, не отличающийся большим вкусом и изощренностью манер. Таковы же и фильмы его, начиная с "Жить" и "Майора", далее по списку, "Завод" лишь подтверждает общее правило.

По первым кадрам "Завода" можно подумать, что Юрий Быков отсылает нас сразу к "Метрополису" Фрица Ланга - однако я бы не поручился за Быкова, что он хотя бы в курсе, кто такой Ланг и что тот снимал; скорее всего, возможные совпадения случайны, как вымышлены имена героев и описанные ситуации с их участием. Региональный олигарх со связями в Москве Константин Дмитриевич Калугин объявляет о предстоящем закрытии железо-бетонного комбината с неизбежным увольнением трехсот рабочих. Объявляет, между прочим, лично - на общем собрании трудящихся.

Трудящие огорчаются, но не так чтоб сильно спорят с судьбой, и лишь один, с бельмом на глазу рабочий, предлагает: давайте Калугина захватим в заложники, возьмем за него выкуп и станем жить безбедно. Кривой, он же Седой (Седой - кличка, а кривой он по жизни) убеждает нескольких подельников: команда разновозрастная, но в основном "звездная" (персонажи от Сергея Сосновского до Ивана Янковского). Каждый "подписывается" из своих соображений - у кого семья большая, у кого мать больная (это как раз Вовка, которого играет Янковский-внук), кому терять нечего, как старику Казаку (а это Сосновский - его герой близки уж двадцать лет не видел и сам кашляет), кто просто уголовник-рецидивист Рябой (Дмитрий Куличков) - но все идут на дело ради денег, кроме, как выясняется, Седого.

Похищение, не считая устроенного сидевшим отморозком стрельбы, проходит как по маслу. За Калугина его помощник Антон, он же Туман, привозят выкуп своевременно, тоже согласно договоренностям. Но откуда ни возьмись появляется наряд собровцев во главе с капитаном Дадакиным. Кто позвонил ментам - неизвестно, но сделка сорвалась, Калугин заперт в цеху с похитителями, самостоятельно организованный подручными олигарха штурм завода оборачивается бойней, а между делом герои успевают обстоятельно переговорить за жизнь.

У Быкова всегда так: война ли, автокатастрофа, коммунальная авария... - а поговорить?.. И разговоры-то все серьезные, за жизнь... Главные антагонисты в "Заводе" - Калугин и Седой (Андрей Смоляков и Денис Шведов) - вылеплены монументально: первый - из бандитов поднялся в период тотальной приватизации до хозяев жизни, второй в Чечне воевал, лишился глаза, психически тоже травмирован, работы нормальной нет, еще и увольняют... Похищение он, используя товарищей "втемную", не ради денег затеял, он за идею стражается - вызывает прокурорских и телевизионщиков, требует от Калугина публичного покаяния на камеру... Быков как будто и понимает, где живет, не во сне же существует - ну то есть знает все и про местное телевидение, и про остальное... Но драматургию фильма строит, будто действие происходит в Оклахоме, как она есть, а не на святой руси. Потому что действие (а в картине есть и продолжительные экшн-фрагменты, отвечающие жанровым законам боевика; или даже триллера - скажем, когда рабочие пытаются открыть брошенную в цех сумку - внутри вещи их родных, но они подозревают, что бомба) для него носит характер побочный, формальный, а упор весь на слова, на речи, на беседы.

Слушая, сколь задушевно толкуют работяги с олигархом, глядя, как чуть ли не прослезиться от вида народных страданий готов Антон-Туман (у которого к тому же умирает от рака жена - деталь вроде к сюжету совсем касательства не имеющая, но для восприятия персонажа - чуть ли не ключевая), и душевные метания капитана Дадакина (Илья Соколовский), которому только и остается, что исполнять долг согласно приказу вопреки человеческим позывам, трудно устоять перед технически, методически до неприличия грубыми (ну прямо сказать - малохудожественными) манипуляциями режиссера, тем более что режиссер сам первый покупается на эффективность их воздействия. А сценарист (Быков един в двух лицах, по крайней мере здесь он хотя бы не снимался) поддает жару - соскочивший с дела рецидивист выдает приспешникам Калугина адреса своих товарищей и те шантажируют горе-похитителей, подбрасывая им личные вещи их матерей, жен и т.д., ну кем надо быть, чтоб не прослезиться?

И все же манипуляциям подобного сорта стоит противопоставить собранные в кучку остатки вкуса и здравого смысла. Вспомнить, если уж на то пошло, что "Завод" - не единственное сочинение на заданную тему. Что были и практически никем не замеченная, исключительная по убедительности и художественной, и социальной "Вся наша надежда" Карена Геворкяна -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3408376.html

- и, еще раньше, в большей степени "эстетская", но на свой лад также замечательная "Долгая счастливая жизнь" Бориса Хлебникова -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2522535.html

- и в них "анатомия протеста" рассматривалась не просто на уровне безнадежного противостояния отчаявшихся работяг сложившейся системе собственности, но куда более глубоко, до самой сути, крайне неприятной, потому что фатальность всякого протеста упирается не в силу сопротивления ему, а в слабость, проще и точнее говоря, в ничтожность самих протестующих, их, по большому счету, и нежелание что-либо менять, готовность довольствоваться малым. С другой стороны, случались и произведения вроде "За Маркса!.." Светланы Басковой - противоположная, до смешного уродливая крайность интеллигентско-протестного благодушия веры в животворящие, революционные силы широких народных масс:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2344270.html

Быков хоть и не семи пядей во лбу, как будто что-то нащупал в "Дураке" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2936264.html

- но в "Заводе" (уж до какой степени тут опыт "Спящих" повлиял...) сдает назад, его "Завод" не уродлив и не смешон, но и не глубок, не серьезен по-настоящему: он примитивен, спекулятивен, манипулятивен и до неприличия сентиментален. Тут все неправы - и рабочие, взявшиеся за охотничьи ружья, чтоб раскулачить буржуя, и пропавшие ни за грош, и одноглазый (читай "политически близорукий) незадачливый революционер-ветеран, и в своем роде несчастный олигарх, которому удалось выжить когда-то в бандитских разборках ценой потери всякого страха и стыда, и бессменный под разными фамилиями и званиями капитан Дадакин; но при этом всех жалко - и олигарха, и рабочих, и ментов, и ряженых прокуроров, и напуганных журналистов (куда-то пойдет их репортаж...), и, едва ли не пуще всех, калугинского помощника Антона (Владислав Абашин) - у него ведь жена... В этой всепоглощающий жалости заявленный протестный энтузиазм растворяется и сливается - изменить-то все равно ничего нельзя... Работяги по крайности быстро отмучились, Седого пристрелили при штурме собровцы, Антон же в финале уходит пешком по дороге в туманну даль, и откуда ни возьмись увязавшаяся за ним собачка виляет хвостом - вот в этой собачке вся суть и вся "соль" быковского мировоззрения, а не просто эстетики, так к нему и следует относиться, как к "собачке", а не как к "агенту Кремля".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments