Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Клаустрофобы" реж. Адам Робител

Дебиловатый, но занятный деталями ужастик: общая идея - даже не вторичная, а совсем с помойки; зато подробности и их визуально-предметное воплощение - на высоте. Форма "квеста" подобными фильмами давно освоена (самый яркий пример - франшиза "Пила", мною нежно любимая, я ни одной серии не пропустил в прокате!), но, кажется, впервые "квест" становится непосредственно основой сюжета и это проговаривается напрямую.

Несколько разномастных и разновозрастных персонажей - почти полный расово-социально-гендерный набор, минус геи и азиаты - получают посылку-головоломку (тоже не самое свежее решение...), внутри которой скрыто приглашение на игру-квест с обещанием 10 000 долларов победителю. В офисе небоскреба на отшибе собираются малолетний геймер-пакистанец; юная афроамериканка - математик-вундеркинд; пожилой работяга; чернокожий лихой менеджер; израненная в Ираке военнослужащая в отставке; ну и выпивающий разнорабочий-неудачник - за "белых людей", то есть, выступают безмозглый увалень, алкаш-маргинал и девушка-инвалид, за "новый мир" - маленькая башковитая негритяночка, успешный в бизнесе африканец и ушлый игрок-мусульманин. Тем временем - как выясняется ближе к концу - богатые любители острых ощущений, которым в новом мире не хватает "варварства", делают ставки: кто из участников "реалити-шоу", используемых "втемную", сумеет выжить, пройде испытания. Они наверняка тоже все белые мужчины, потому ставят не на тех, кого закономерно и предсказуемо выводят в фавориты авторы фильма.

Собственно приключения шестерки удалых внутри театрализованного пространства "квеста" - наиболее занимательная, чего следовало ожидать, часть картины: по принципу "шел в комнату - попал в другую" из зала в зал переходя игроки поневоле преодолевают трудности, проявляя кто лучшие, а кто худшие свои человеческие качества и способности, одни жертвуют собой ради общего блага, другие тянут одеяло на себя. В первой комнате их чуть было не поджарили, в третьей почти заморозили, между первой и второй они поразгадывали шарады, затем оказались - пожалуй, самый забавный момент! - в барном зале, перевернутом вверх тормашками, с проваливающимся в шахту лифта полом-потолком. На каждом этапе тот или иной персонаж припоминает эпизод из своего прошлого, пока в общей зале они не обнаружат артефакты, связанные с экстремальным событием их судьбы: ветеранка подорвалась на войне, негритяночка с мамой падала в самолете, старик застревал с братом в шахте, черный маклер выживал на перевернувшейся среди океана лодке и т.п. - все, кто находился рядом, погибли, а этим повезло. Потому, смекают "счастливцы" запоздало - их и собрали злонамеренно для этой жестокой игры на выживание.

Я личного опыта участия в "квестах" не имею, а из того, что приходилось испытать в формате т.н. "иммерсивного театра" (к "квесту" ближе всего, только без заданий, ничего не приходится отгадывать), пожалуй, припомнил "Зеркало Карлоса Сантоса" - но там экстрима минимум. А в "Клаустрофобах" посолиднее будет - и первым, что характерно, уходит под лед (пейзаж голографический, а замерзшее лесное озеро прям натуральное!) чемпион по квестам, который всех успокаивал и уверял, что знает, как играть по правилам. На самом деле, к такой морали ведут авторы, по навязанным неизвестно кем и неизвестно зачем правилам играть нельзя - только так и можно выиграть, ну или хотя бы выжить. Что понимает лучше всех - ап! - негритяночка-вундеркинд, и с опорой на физико-математические познания ей сперва удается уцелеть в зале, куда мастера игры пускают отравляющий газ (вот же фашисты!), а потом, захватив пистолет, еще и перестрелять (пребойкая девочка!) подоспевших - ни в чем, по сути, неповинных - служащих в скафандрах. Кроме того, следуя правилам, перехватить инициативу выживания у бессовестного чернокожего менеджера удается разнорабочему-пьянчужке - и официально победителем выходит именно он, встречаясь с "ведущим", который сообщает - на кого угодно ставили, но не такого лоха, а вот поди ж ты... Только ведущий не собирается отдавать победителю выигрыш, вместо этого накидывает ему петлю на шею - хорошо еще положившая ассистентов негритяночка не расстреляла весь боезапас и на "ведущего" патронов ей хватило тоже.

Ну как-то авторам надо все это закончить и подытожить с "правильной" моралью - выжившие двое спустя полгода встречаются, бывший разнорабочий теперь при хорошей должности и в порядке, но на уговоры юной чернокожей энтузиастке поддается - организаторы подобных игр не должны уйти от ответа, они ведь убийцы, и парочка собирается лететь в Нью-Йорк (так-то они в Чикаго колбасились), но в нью-йоркском офисе фирмы "Минос", разрабатывающей убойные квесты, к их прилету, вернее, к полету, готовятся - следующий этап квеста героям предстоит пройти в падающем самолете, вероятность выживания - 4 процента, а совсем без шансов - неинтересно играть. На самом деле неинтересны такие вот дежурные концовки - зато отдельные сценки "квеста", в старинном интерьере со сдвигающимися, сплющивающими человека стенами (последний этап, который удалось миновать бывшему разнорабочему... - неудивительно, что его решили вынести в пролог и затем частично повторить к финалу) или в зимнем лесу на озере (пожалуй, лучший по эстетическому решению эпизод), способствуют тому, что такое кино годится как визуально-трюковой аттракцион.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment