Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Вернуть Бена" реж. Питер Хеджес

Лукас Хеджес и Джулия Робертс играют мать и сына, а как будто существ с разных планет, и дело совсем не в том, что наркоман Бен, неожиданно приехавший из клиники домой на Рождество, поминутно готов "сорваться", а мать волнуется, и стало быть, у них противоположные по сюжету цели: цели как раз одинаковые, Бен тоже хотел бы устоять перед искушениями, преодолеть нервозность ломки и остаться "чистым", он держится аж 77 дней, для него это рекорд. Дело в том, что персонаж Лукаса Хеджеса - живой и несмотря на свои проблемы нормальный, обычный парень; а героиня Джулии Робертс - это героиня Джулии Робертс, пускай давно не красотка, не прекрасная и опасная, но все равно ест, молится, любит, уверенная в своей правоте, стойко переносящая испытания и лишения, преисполненная решимости идти до победного конца.

Достоинства фильма - качественная драматургия (Питер Хеджес по основной профессии сценарист), хотя схема в основе и типовая: предыстория проблемы раскрывается постепенно, сведения ретроспективно нанизываются на криминальный сюжет. Пока Бен с родными был в церкви на службе, в дом вломились, ничего ценного не украли, но забрали собаку, семейного любимца. Бен понимает, что это из-за него, и отправляется песика искать, мать его не оставляют - эту ночь им предстоит провести вместе и попутно многое друг о друге узнать, матери о сыне в первую очередь. Что он винит себя в смерти девушки, которую, будучи сам наркоманом, "подсадил"; что за наркотики он еще школьником оказывает сексуальные услуги своему учителю истории ну и т.п. Кроме того, мать еще раньше, во время похода за подарками в торговый центр, встретив местного доктора-полумаразматика, улучив минуту припоминает тому, что он после травмы 14-летнему Бену прописал успокоительное, превысил дозу и именно тогда сформировалось привыкание - то есть авторам важно подчеркнуть, что Бен не от порочности и безделья пристрастился к наркоте, а, не снимая с него полностью личной ответственности, переложить ее хотя бы частичного на другого, на взрослого, и конечно, на белого мужчину.

Вообще самое поразительное в фильме, что вопреки всякой житейской, обыденной правде и наркоманы, и наркоторговцы, и т.н. "педофилы", и криминальные элементы, хоть сколько-нибудь значимую роль играющую в сюжете фильма - сплошь белые. Зато после того, как мать Бена ушла от мужа (в чем тоже себя винит - "парню нужен отец"), ее новым супругом стал "афроамериканец" Нил, суровый внешне и твердый по отношению к Бену, но нежный к своим прижитым от белой женщины негритятам мужчина, однако берущий кредиты и оплачивающий Бену лечение, которое не покрывает страховка. Хороший, стало быть, мужик этот Нил, крепкий, строгий - но вот говорит жене про пасынка: "Будь он черным - давно бы сидел". И то-то я гляжу - не до финала, правда, у меня не достало сил... впрочем, уверен, героиня Джулии Робертс, будь она мать или мачеха, эколог-правозащитница, кулинарка-молельница, лесбиянка, разведенка или просто шлюха, своего добьется непременно - ни одного черного в кадре нет, ну разве что фоном мелькнут, а чтоб совершить преступление, сказать что-нибудь гадкое, наркотик принять, в конце концов - ни-ни, только белые. Это, видимо, потому, что черные все давно сидят.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments