Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Сибелиус и Глазунов в КЗЧ: оркестр МГАФ, дир. Александр Лазарев, сол. Борис Белкин

Чуть было не пропустил такой концерт!! Но имя солиста казалось в лучшем случае смутно знакомым (хотя Борис Белкин даром что числится "бельгийцем", иногда выступает в Москве), а программа отталкивала - заигранный вхлам шлягер Сибелиуса и затхлый третьесортный глазуновский симфонизм... Все-таки подумал, что редкой возможностью услышать Александра Лазарева с эстрады, не из ямы, пренебрегать грешно - в результате двойное потрясение: и от солиста, и собственно от музыки.

Казалось бы - скрипичный концерт Сибелиуса, сколько можно... А уже с первых тактов стало ясно - событие! Лазарев, с одной стороны, как никто способен транслировать (усиливая) романтическую экспрессию, с другой, он мыслит эпично, масштабно - и подобное сочетание в отношении к Сибелиусу вдруг сработало парадоксально. Первая часть - поддержанное оркестром личное высказывание скрипача, но к репризе, а во второй, медленной части уже в полной мере, Лазарев его приподнял до вагнерианского размаха, вместе с тем порой, особенно в финале, "прибирая" оркестр: мол, да вы сами послушайте, как играет! - а Белкин из Бельгии (СССР он покинул своевременно, еще в 1974-м) и правда играл давно превратившийся в набор штампов концерт так, как ну если бы уж не сам его только что сочинил, то по крайней мере первым исполнил! В то же время финал искрился и иронично-игровыми оттенками (то-то лучше Лазарева не найти музыканта, понимающего природу музыки Прокофьева - вот оно, это понимание, и для Сибелиуса пригодилось!); дирижер и солист существовали на одной волне, с взаимным удовольствием столько занятных деталей приоткрывая и в оркестровой партитуре, и в каденциях (в финале у Белкина вышли кой-какие огрехи - но за музыкальностью исполнения на них и обращать внимания не стоило); репризу финала блистательно бисировали.

Восьмая симфония Глазунова, в сравнении с которой даже рахманиновская Вторая сойдет за эталон вкуса - помои "русского романтизма", пафосно-слащавое варево из недоношенных, мертворожденных мотивчиков песенно-плясового характера, но Лазарев из оркестра МГАФ выжал все соки - и коллектив выступил на пределе возможностей, которые, впрочем, довольно ограничены (хотя принципиально брезговать им не стоит...); с Лазаревым их хватило, чтоб симфонию, отдельными своими составляющими малопримечательную, буквально "отлить" в цельное, на удивление мощное лиро-эпическое полотно, с суровой второй частью и разухабистыми (в хорошем смысле!) крайними. Одно время симфонии Глазунова приохотился исполнять Плетнев с РНО - что мне тогда показалось не слишком интересным и в любом случае МВ использовал Глазунова, как и любой музыкальный материал, для того, чтобы сформулировать собственные мировоззренческие представления, от глазуновских, насколько я могу судить, далекие, получилось нечто по-плетневски герметичное, положа руку на сердце, не вполне вразумительное и даже скучноватое. Лазареву же, видимо, пафос Глазунова природно не чужд. Я вспомнил, как много лет назад он в одной программе с Шестой симфонией Прокофьева играл сюиту из "Раймонды" - опять же, у меня в тот раз осталось впечатление, что с чрезмерной, зашкаливающей, как бы помягче сказать... эмоциональной откровенностью ресторанного пошиба, ну и оркестр был похлеще нынешнего, НФОР:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2200224.html

То же вроде бы теперь произошло и с Восьмой симфонией, но может я с годами изменился или в настроение попало, кстати пришлось - после двух усыпительных "цирков" в театрах исполнение захватило меня невероятно, полностью. Не меня одного, судя по тому, что Лазарева не желали отпускать ни в какую. На бис он с оркестром заготовил того же Глазунова, попопсовее номер - из "Времен года", дирижировал уже всем залом, всем пространством вокруг, а под конец пошутил, устроил "фальшь-коду", после паузы хлопнул себя по лбу - типа "ах, забыл!", вернулся к оркестру и выдал последний аккорд: конечно, аттракцион, фокус, прикол - но в бисах, да и в отношении музыки Глазунова, более чем уместный, и остроумный, смешной, и по-своему "красивый". Вот какой он, Лазарев, классный!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments