Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Фаворитка" реж. Йоргос Лантимос

Интересно, а за русскоязычными пределами, во Франции хотя бы, "Стакан воды" Эжена Скриба еще не забыт? Потому что не скажу за нынешних двадцатилетних, но для всех, кто постарше, королева Анна, герцогиня Мальборо и мисс Эбигайль - почти такие же родные люди, как Чапаев и Штирлиц, в связи с чем узнать про их лесбийский любовный треугольник от какого-то грека многим, наверное, будет неприятно... "Стакан воды" и сейчас по московским сценам в нескольких версиях идет, одну из свежих я не так давно посмотрел в МХТ -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3875478.html

- но каждую непременно сравнивают с не теряющим популярности телефильмом Юлия Карасика - как же не вспомнить про него в связи с "Фавориткой", при том что Йоргос Лантимос закручивает интриги, которые не то что советским зрителям, но и французским драматургам 19-го века в голову не пришли бы?

Еще недавно всякий школьник в СССР знал, что мисс Эбигайль Черчилль была безобидной простушкой, герцогиня Мальборо злобной интриганкой, а королева Анна наивной, подверженной сторонним влияниям несчастной, одинокой, влюбленной женщиной на троне в короне. Пожалуй, меньше всего от Лантимоса пострадал советский имидж королевы Анны, последней из Стюартов, хотя и она превратилась в опухшую тупую старообразную истеричку, страдающую подагрой и ворохом других заболеваний, после семнадцати выкидышей (все перечисленное, впрочем - из достоверных источников известно, а дальше начинаются фантазии) символически заменившую потерянных детей ручными кроликами и за отсутствием мужа утешающую себя лесбийскими ласками. Эти ласки Анна получает от леди Мальборо - Сара ее подруга детства, но кроме того, государственно мыслящая женщина. В мелодраме Скриба герцогиня отправляет мужа на континент воевать с французами, чтоб закрутить роман с офицером дворцовой гвардии Артуром Мэшемом, а тот влюблен в обедневшую аристократку Эбигайль, родственницу герцогини, что служит при королевском дворе. В фильме Лантимоса женщины, кажется, вовсе не нуждаются в мужчинах, по крайней мере как в самцах, физически - Эбигайль выходит за Мэшема замуж, пользуясь его влечением, лишь чтоб поправить свой утраченный статус. Пятнадцатилетнюю отец проиграл ее в карты толстому немцу... - так Эбигайль вспоминает о своем прошлом, взывая к женскому сочувствию и герцогини, и королевы, насколько правдива ее печальная повесть - вопрос, но однозначно девица бывалая, тертая, с опытом. Ко двору она прибывает, вымазанная грязью, смешанной с дерьмом - вывалилась по дороге из кареты, а оказалось, что земля "унавожена", якобы в знак протеста. Мотив грязи дальше возникает снова - с подачи новой любимицы, старающейся оттеснить от трона, от постели и из сердца королевы герцогиню, Анна принимает грязевые ванны, облегчающие ей боли в ногах.

Вообще выбивающаяся "из грязи в князи" Эбигайль считай что ведьма - ну в травах точно знает толк, и начинает с того, что готовит Анне целебные примочки, а затем уж и иного рода "примочки" пускает в ход - языком она во всех смыслах не хуже Сары работает. Отраву Эбигайль подсыпает и Саре - расчет оправдался с лихвой, герцогиня в беспамятстве с прогулки попадает прямиком... в бордель, откуда ее с трудом удается вызволить премьер-министру; от приключения на щеке Сары остается безобразный шрам, который она вынуждена прикрывать повязкой. Анна дура дурой, а смекает, что за нее идет борьба - но до поры ее это забавляет и даже всерьез радует: опухшая, страшная, в гриме, наложенном для приема русской посольской делегации (увы, послы не появляются в кадре - а я бы на них поглядел) напоминающая, по словам леди Мальборо, "енота", королева хочет чувствовать себя любимой, желанной. Но и Сара, и Эбигайль хотят от Анны совсем другого - доступ к телу королевы, буквально и метафорически, для них лишь рычаг власти. Поэтому когда Эбигайль уже после опалы герцогини Мальборо пускает в ход еще один козырь и дискредитирует окончательно Сару тем, что та будто бы переводила неучтенные казенные деньги мужу в немалых суммах - непонятно, врет ли она как всегда или просто пользуется открывшимися сведениями и супруги Мальборо за спиной у королевы действительно воровали из госбюджета (этот мотив, кстати, развития не получает - может и воровали, с них, с герцогинь и герцогов, станется).

Понятно, что "Фаворитка" - тройной бенефис актрис Оливии Колман (Анна), Рэйчел Вайс (Сара) и Эммы Стоун (Эбигайль), в котором трудно выделить одну "звезду": три женские образа равно объемны и значительны. Мужские персонажи при таком раскладе заведомо второплановы - тем не менее от Николаса Холта, напудренного лорда Харви в парике, лидера тори, защитника интересов дворянства и "пацифиста" из корысти (леди Сара требует повышения налога на землевладельцев, чтоб продолжать войну с Францией, Харви всячески старается тому помешать и пользуется услугами Эбигайль, а та использует его влияние на королеву) глаз не оторвешь: уже не "малыш" и не "молокосос" и только еще в перспективе "одинокий мужчина", Холт здесь и из-под пудры глядит на все своими сияющими глазами так, что остается удивляться, почему не обжигает ни одну из трех баб (вот же старые лесбиянки...). Невнятным и невзрачным получился Мэшем, персонаж Джо Элвина: Артур Мэшем в пьесе Скриба - герой-любовник, тут он ни рыба ни мясо, ни на что не годен, только для проформы и нужен. Ну и еще меньше "повезло" лорду Мальборо - два невнятных, к сожалению, эпизода хорошего актера Марка Гейтисса (но по крайней мере он хотя бы не остается внесценическим лицом).

Лантимос в "Фаворитке" не отказывается полностью от составивших ему репутацию вычурных аллегорий, но переносит их на неожиданную почву, и вместо абстрактных футуристических антиутопий предлагает тоже, в общем, антиутопию, только в стиле ретро, костюмную, помещенную в исторический и весьма подробно разработанный антураж, к тому же, как ни крути, с участием реальных персон. Между тем "историзма" в "Фаворитке" Лантимоса не больше, чем в "Стакане воды" Скриба, если брать сюжетно-характерологический ее план, а что касается визуального аспекта, то парадоксально в ее "картинке" соединяется несколько уже устаревшая, вышедшая из моды натуралистическая тенденция в духе "Королевы Марго" Патриса Шеро, с одной стороны, "маньеризм" формалистских изысков а ля Гринуэй, с другой, замешанная, с третьей, на основательности, монументальности, стилизованной эпичности "Барри Линдона" Кубрика, а вдобавок к тому - понимание "костюмности" как чистой условности (типа "Марии-Антуанетты" Софии Копполы): неудивительно, что временами "Фаворитка" начинает смахивать на что-нибудь вроде "Ржевский против Наполеона", хотя даже это не делает ее нелепой, тем более смешной, а иррациональные, ирреальные детали (касаются ли они бытовой обстановке или жестов, мимики персонажей) не разрушают общего строя картины.

Если уж что "Фаворитку" - в моих глазах - и способно подпортить, но, как ни странно, чрезмерная эмоциональная наполненность женских образов, подробная, "по науке", игра актрис: сдержанность, присущая персонажам предыдущих, куда менее любопытных в целом, на мой взгляд, фильмов Лантимоса "Лобстер" --

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3220908.html

и "Убийство священного оленя" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3896463.html

- здесь пришлась бы куда как кстати. А для "эмоций" хватило бы Шуберта за кадром, того самого, что и в упомянутом "Барри Линдоне" Кубрика: медленная часть трио Ми-бемоль мажор, впервые возникающая, когда Сара видит Анну и Эбигайль в постели, и возвращающаяся снова ближе к концу в момент, когда изгнанница Сара выдавливает из себя "извинительное" письмо к Анне, которая Эбигайль все равно бросит в огонь. Благодаря фестивалю "Возвращение", где это трио Шуберта было незабываемо исполнено два года назад -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3503237.html

- я припомнил, что использованные Лантимосом (как и Кубриком в "Барри Линдоне", как и Триером в "Нимфоманке") фрагменты основаны на мелодии шведской народной песни "Глянь, заходит солнце".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments