Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Сады осенью" реж. Отар Иоселиани, 2006

Телепоказу фильма предшествовало ток-шоу с участием режиссера, которое даже я, ко всему привычный, смотреть физически не смог, а если б заставил себя, то определенно не хватило бы сил на фильм - такую непристойную ахинею несет Отар Иоселиани в амплуа претенциозного, но якобы самоироничного и типа обаятельного мудреца-маразматика. Зато со второй попытки досмотрел от начала до конца кино - в первый заход когда-то сломался минут через пятнадцать... А молодец он все-таки: почти уж сорок лет живет во Франции, вселенской славы не стяжав, но и репутацию, заработанную еще на родине, не растратив, на чем-то же она держится до сих пор, хотя по фильмам не всегда понятно, на чем... Правда, в свое время очень позабавил меня его "И стал свет..." - но это исключение, а "Сады осенью" - типичный, начиная аж с "Фаворитов луны", неизменный, узнаваемый "французский Иоселиани", еще и при закадровом переводе на русский с акцентом, совсем как продукция советской студии "Грузия-фильм".

Герой картины - министр сельского хозяйства, под давлением протестующей общественности отправленный в отставку. Из аннотации, которую я прочел позже, можно узнать о прошлом героя, его молодости, ранних этапах сомнительной научной и политической деятельности - при просмотре, если честно, я мало что из вычитанного сходу уловил.. Ну да это и не главное - важнее, что просиживавший в роскошном кабинете, принимавший иностранных гостей и любовавшийся на классические статуи функционер остается не только без должности, но и буквально без кола-без двора, потому что в родительском доме, ключи от которого дала сыну старушка-мать, самовольно поселилась целая колония африканцев, превратив шикарный особняк в бомжевско-негритянский сквот, а на попытки потеснить их вольницу заявляющая (прежде, чем дородная "женуария" стукнет судебного исполнителя скалкой по башке): "ты нас выгоняешь, потому что мы черные?!" - и что на это отставной министр может возразить?

Маму, кстати, играет Мишель Пиколли в парике, но на средних планах, а крупных Иоселиани последовательно избегает, не зная про то заранее, прикол в глаза не бросается; скорее уж приметишь в эпизоде "изгнания" министра из рабочего кабинета писателя Владимира Войновича. Но как ни странно, а социально-политическая, сатирическая линия в картине наиболее занятная, потому что дальше все у Иоселиани встает на привычные рельсы: наливай да пей! И все у героя налаживается - какая-то баба его привечает, негритянки тоже проявляют понимание, мама хлопочет, застолья со старыми и новыми друзьями, включая православных батюшек, тянутся до утра, после чего еще можно побренчать на пианине; ну разве что смурной полуголый сморщенный уродец снова и снова выливает на отставника из окна ведро помоев - так ведь можно же изловчиться и увернуться, опять же, православный батюшка на что - подтолкнет, выручит, избавит от скверны.

Мелом нарисованный на парижском асфальте Святой Георгий - квинтэссенция очередной "истины в вине" от Иоселиани, не последней, потому хоть осень давно перешла в зиму ("Зимняя песня", выпущенная ровно десять лет спустя, в 1016 - все про то же...), смешные африканцы приятно напоминают про "И стал свет", оттененные нелепыми "белыми", среди которых местных, натуральных французов, не сразу-то и разглядишь, да и кому надо, поди плохо без них.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments