Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

великодушный рогоносец: "Наше время", реж. Карлос Рейгадас

Хуан Диаз - известный, признанный поэт, но даже ради получения литературной премии не желает лететь в Канаду и оторваться от ранчо, где растит лошадей и тренирует для корриды быков. При Хуане его жена Эстер и трое детей, старший-подросток приезжает на каникулы, влюбляется в девочку, которая дает другому - сюжет важный, но побочный. А основной развивается через измену Эстер - жена Хуана сходится с его другом и гостем, американцем, "гринго" Филом. Потом расходится - вообще отношения в браке у Хуана и Эстер номинально "свободные", но от ревности Хуана это не спасает, на чем и строится конфликт фильма. Вернее, трехчасовое лиро-эпическое полотно демонстрирует вписанную в природные циклы, в подчиненное инстинктам (не только размножения, но и убийства) существование животных человеческую жизнь, да не просто людей, а мать их интеллектуалов, которые вроде бы дают своему нутру волю, да не могут отделаться от наносных, культурно-цивилизационных, сугубо "человеческих" комплексов, от "собственничества", ревности, вины и т.п.

Актеры (впрочем, главных героев играют сам режиссер и его супруга), оператор, ну и мексиканская природа Рейгадасу с помощь (одни заросли агав чего стоят! попробовали бы они на фоне березок...) - все работает на идею; но идея слишком умозрительна, а форма для столь крупноформатного "полотна", на мой взгляд, простовата, потому больше следишь за сменой планов, ракурсов, за символическими деталями, нежели за тем, что с героями происходит. Поселянин-метис, выпрашивающий подержанную машину в подарок, и умирающий от рака друг-буддист, успевший заделать жене ребенка - прилагаются в комплекте, разбавляют ассортимент и прейскурант метафор.

А еще же эстетские, формалистские аллюзии никто не отменяет - где к Бергману, а где к Бунюэлю, то детский голосок за кадром начинает комментировать события, то диалоги персонажей "спонтанно" заглушаются шумом налетевшего порыва ветра... - правда, подобного сорта примочки Рейгадаса ведут скорее к эпигонам Теренса Малика (который давно уже превратился в эпигона самого себя). Как ни удивительно, муж с женой из куда более вроде бы "навороченной" по части внешних, композиционно-драматургических и визуальных "изысков", предыдущей картины Рейгадаса "После мрака свет" (там тебе и свальный грех, и мультяшный красный Сатана, и убийство на заднем плане в расфокусе...) и то сильнее цепляли, хотя бы "от противного":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2432078.html

А здесь "измена" Эстер, которую та вроде и не скрывает, но Хуан все равно чувствует себя обманутым, при том что сам подкладывает жену под еще одного своего приятеля, с которым Эстер тоже встречалась когда-то (коллизия на самом деле несвежая и еще сто лет назад описанная Фернаном Кроммелинком), раскручивается на протяжении почти трех часов экранного времени и многих недель времени сюжетного, заводя героев в тупик: то ли им развестись, то ли остаться вместе, ради себя или ради детей, особенно женщине в этой ситуации, как водится, непросто, она ж, бедняжка, к мужу привязана, а с очередным любовником быстро распрощалась...

Скоро сказка сказывается, но еще скорее метро закрывается - с последнего сеанса пришлось бежать вприпрыжку по гололеду, не досмотрев несколько минут финала, о котором теперь знаю только со слов Костика Львова, а злодею Костику, известное дело, верить нельзя, в его описании рейгадасова развязка (один бык сбрасывает другого в пропасть) преисполнена глубинного символического смысла, однако привязать крупнорогатую аллегорию к конкретной, житейской, семейной, человеческой ситуации - надо отдельно постараться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments