Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Моцарт, Бах, Стравинский: РНО в КЗР, сол. Михаил Плетнев, дир. Константин Хватынец

Два фортепианных концерта и два оркестровых опуса в программе... - возможно ли помыслить, чтобы, к примеру, у Юровского с ГАСО одно отделение целиком играл оркестр, а в другом концерты разных авторов, разных эпох и стилей шли подряд?! У Плетнева с РНО именно так - что, конечно, и проще технически, время экономит (рояль туда-сюда не катать дважды посреди отделений), но не в одном лишь организационном удобстве, думается, дело.

Про то, что первым отделением дирижирует Константин Хватынец, я заранее не знал, и сдается мне, в анонсах всюду указывалось, что солист и дирижер - Михаил Плетнев, никакой второй фамилии не упоминалось (потом посмотрел - она появилась, но не уследил, когда). Что говорить... - разумеется, интереснее было бы услышать сначала оркестр с дирижером Плетневым за пультом, а потом с ним же за роялем! Константин Хватынец выступает чаще (но не только) с коллективами опереточно-мюзикловыми, и небезуспешно. Здесь он продирижировал 35-й симфонией Моцарта и "Пульчинеллой" Стравинского даже с избыточной аккуратностью, что Моцарту и его симфонии "Хафнер" еще отчасти подошло, а вот Стравинский, при всех изысках и тонкостях, показался скучноватым, пресным, не хватало "игрового" элемента, самоиронии - может, оттого, что балетную музыку "Пульчинеллы" и связанные с ней общим материалом опусы Стравинского последнее время часто доводилось слышать, тут мне многого не хватило.

Ну и стилевой разницы между венским классиком и модерновыми играми с барокко я тоже, признаться, не уловил - симфония и сюита получились "одним цветом", хотя и приятным в целом. Некоторое время назад на вопрос, согласен ли он с утверждением Стравинского, будто музыка не выражает ничего, кроме себя самой, Михаил Плетнев заметил, что музыка Стравинского определенного периода, возможно, и впрямь ничего кроме себя самой ничего не выражает. Поэтому остается догадываться, насколько удался бы "Пульчинелла" Плетневу-дирижеру - особенно в свете того, что МВ и РНО преподнесли во втором отделении.

Бывалые люди и то подивились нестандартной расстановке на сцене: левая половина эстрады осталась свободной, на правой в профиль к залу поместились оркестранты, рояль установили клавиатурой к залу, что бывает, когда оркестр без дирижера солистом из-за инструмента управляется, но и к оркестру под углом... Лично я, честно скажу, не видывал подобной диспозиции на симфонических концертах отродясь! Вероятно, такая рассадка оркестрантов обусловлена опять-таки прежде всего соображениями техническими, организационными, но солист, сидящий спиной к залу и вполоборота к оркестру - все-таки смотрится чересчур непривычно.

Зато звучание - неповторимое и узнаваемое в каждой интонации то порой неразборчивой, почти "непропечатанной" фразы, то вмещающей в себя чуть ли не целое произведение одной ноты ("интонация" одного, отдельно взятого звука - это явление уникально плетневское!). Хрестоматийный 5-й клавирный концерт Баха и несколько менее прочих поздних затасканный 24-й концерт Моцарта Плетнев сыграл один за другим, разделив, безусловно, и выходом-уходом, и дав публике возможность похлопать (кроме того, состав оркестра у Моцарта все же шире, чем у Баха, и музыкантам понадобилось время, чтоб присоединиться к коллегам), но как некое единое, по-своему цельное высказывание. Вот примерно так же он в сольном декабрьском концерте чередовал Моцарта с Бетховеном:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3927579.html

Тут не пришлось чередовать, но и в Бахе, и в Моцарте снова получилось, что "часть больше целого", одна фраза, одна нота содержит и несет информации больше, чем целая тема, чем завершенный эпизод: фортепианные соло заставляли опасаться, что в любом момент развитие может остановиться, и необязательно на тонике. А медленные части - и Баха, и Моцарта - в плетневском исполнении до того хрупки, что вот-вот готовы рассыпаться! Поразительно, что ничем не прошибаемая обычно публика хрупкость Плетнева улавливает, адекватно ее воспринимает, старается не усугублять без того неустойчивое гармоническое равновесие, тем более что оно все равно остается фатально уязвимым. На второй день, говорят, МВ хотя бы на бис расщедрился - нам в первый так не свезло.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment