Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

пена кипящей речи: "Макбет" У.Шекспира в театре им. Ермоловой, реж. Олег Меньшиков

Народ идет на Костика из "Покровских ворот", а Олег Меньшиков старается преподнести себя как мощного универсального актера и вдобавок серьезного театрального режиссера... - в пролете все. Меньшиков играет заглавную роль сам, но вторым сквозным героем спектакля оказывается... театральный охранник, который вылезает из оркестровой ямы смурной, недовольный, но принимается читать случайно попавшую ему в руки книжку Шекспира, да видать увлекается настолько, что ближе к трагической развязке оказывается единственным, кто сопутствует Макбету до конца.

Этот второй по значимости образ, перетекающий из "рамочного" сюжета во внутренний, собственно шекспировский, доверен режиссером Никите Татаренкову, для него же специально дописан впридачу к классическому (хотя в "продвинутом", стилистически, лексически "актуализованном" переводе Владимира Гандельсмана десятилетней свежести) тексту Валерой Печейкиным монолог о театре - стилистически сильно выбивающийся из общего текстового потока, но, стало быть, так и задумано. Остальные, преимущественно молодые артисты выступают кордебалетом, в котором я бы выделил талантливого Филиппа Ершова, отвечающего за Малькольма: под занавес его вывозят на огромном деревянном колесном коне, завернутого в парчовую ленту, под гром духового оркестра, коим дирижирует покойный Макбет-Меньшиков из той же ямы, откуда в начале выполз охранник - ну если уж в штатном расписании числится "оркестр мечты", то мечты должны сбываться, это ясно. Место действия трагедии - сцена и закулисье, элементы оформления - ящики для реквизита, осветительные приборы (свет ослепителен, выставлен как на телешоу "Кто хочет стать миллионером?"), гримерные столики... Один из монологов Меньшиков произносит перед трюмо, а окровавленные простыни Дункана отправляются в невозможных размеров фанерную "стиральную машину".

По ходу из кордебалета возникают могильщики с черепом (бедного Йорика?), приписанный Макбетом себе клич Ричарда Третьего "полцарства за коня", лирово "Дуй ветер, дуй" и сакраментальное гамлетово "ту би ор нот ту би", ну если мир театр - куда денешься, не хватает для полноты картины оставшейся где-то глубоко в подтексте "повести печальнейшей на свете". Зато леди Макбет между делом отчасти потерялась, то ее кринолин достанется опять-таки разбуженному к творчеству охраннику, то одну из кордебалетных девушек в рыжем парике и ярко-алом платье на кресле-каталке герой Меньшикова немного повозит по сцене прежде, чем сообщает о ее помешательстве и кончине... Помимо текста для охранника, охваченного безумием страстей шекспировских, незаменимым и вездесущим Валерой Печейкиным (а "Макбет" - не единственное его сочинение в репертуаре театра Ермоловой, Шекспиру на пятки наступает!) дописан диалог Малькольма и Макдуфа - "власть это притворство, а я не хочу притворяться" - сопротивляется Малькольм уговорам вожака заговорщиков, но все-таки, получается, уступает им, судя по финалу.

Макбет не внакладе, коль скоро Меньшиков, распрощавшись с погибшим героем трагедии, к функции режиссера прибавляет роль дирижера... Возможно, ему стоило бы вместо Макбета (хотя от сравнения с Даниилом Страховым в выпущенном параллельно спектакле на Малой Бронной работа Меньшикова, пожалуй, несколько выигрывает...) взять на себя охранника - раз уж эта фигура в его режиссерской концепции ключевая, концептообразующая и характер хоть как-то развивающийся? Макбетом же ему остается лишь менять наряды да декламировать с присущей ему броской манерой подачи монолог за монологом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments