Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Фальшивый купон" Л.Толстого, "Коляда-театр", реж. Николай Коляда

На третий год со второго акта удалось-таки посмотреть "Фальшивый купон", о котором в среде поклонников Коляды сразу пошел особый разговор: мол, нетипичный, особенный для "Коляда-театра" спектакль. Полтора года назад в Екатеринбурге я даже попадал в него по датам, но не рискнул соваться, рассудив, что вряд ли мне будут рады (хотя на два других спектакля в "Коляда-театр" тогда мне это сходить не помешало...), да и сейчас не рвался, не собирался, но больно уж грустно показалось мне ограничиться за вечер впечатлениями от сомнительной премьеры на Таганке - вот и прибежал на антракт.

По форме, по набору узнаваемых и стандартных приемов, ничем "Фальшивый купон" принципиально от любой другой постановки Коляды, если рассуждать на основе второго акта лишь, не отличается: те же казачьи и прочие "народные" песни с ручейками-хороводами, воздетыми руками, "куча-мала", тряпочки-ленточки и т.п. К сюжету Льва Толстого прибавлены реплики Феклуши из "Грозы" Островского (соавтор композиции Екатерина Бронникова). Олег Ягодин, Константин Итунин, Ринат Ташимов и остальные "звезды" театра налицо (кроме Тамары Зиминой, но она работала вечерний спектакль на параллельной площадке). Гимнастические упражнения над сценой несколько разнообразят зрелище, но тоже ничего экстраординарного собой не являют. Говорят, первое действие, где торжествует, нарастает лавиной, от мелкого криминала к глобальной несправедливости, зло - намного ярче; но "яркости"-то мне и во втором, живописующим обратный процесс, торжество добра, когда мелкий хороший поступок порождает другой, тот третий и т.д., - хватило с избытком.

Другое дело, что моралистичный, примитивный рассказ Толстого будто сам, изначально, нарочно - не в пример Пушкину, Гоголю, тем более Чехову (про "Оптимистическую трагедию" я уже не говорю, вот это и в самом деле довольно неожиданная для Коляды вещь...) - располагает к лубочно-балаганному сценическому решению. Тем же путем шел в свое время инсценировавший "Фальшивый купон" Анатолий Праудин:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1971293.html

Но то, что для Праудина стало исключением, разовым экспериментом, для Коляды - общее место. И лобовая "находка" с двумя ангелами-чертями, "колядующими" за спинами у персонажей, подталкивающими их к совершению тех или иных поступков - такая же вульгарная банальность (к тому же эстетически "анти-толстовская" по сути). Тем не менее - еще и после мутно-занудного таганского зрелища - "Фальшивый купон", несмотря на стилистическую "фальшь" (как я ее ощущаю), подкупает наличием внятной - пускай и чрезмерно разжеванной, дидактично оформленной - мысли, мало того, не равной мировоззренчески оригинальной, заложенной первоисточнике, но подвергающей ее сомнению, коррекции, выворачиванию наизнанку.

Там, где Толстой утверждает, будто подобно тому, как зло порождает зло, и добро происходит от добра, преумножая себя "по цепочке", указывая путь к всеобщему благу - Коляда напоминает о неизбывности зла, которое, хоть на крест взойди, не сгинет и место свое добру не уступит, но останется и пребудет вовеки, поскольку имманентно природе людской присуще. С чем невозможно не согласиться - но тогда при чем же тут чертики-ангелочки, пронумерованные 1 и 2 (Евгений Чистяков и Ринат Ташимов), и зачем они "делают ручками" за спиной у героем, ежели ничего нельзя внутри человека изменить, переломить?!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments