Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Александр Мосолов в БЗК: МСО, дир. Артур Арнольд, сол. Тейлор Флешман

Не найди я попутчика - не заставил бы себя добраться сквозь пургу до консерватории и пропустил бы этот совершенно уникальный концерт с монографической программой, полностью состоящий из музыки Александра Мосолова. Причем это не тот Мосолов, "которого мы все знаем и любим" - из первой волны советского авангарда, автор "Завода" и "Въезда тракторной бригады в колхозную деревню", что за последнее время, как ни странно, довольно активно исполнялся, и не случайно, а в контексте, в комплекте с другими видными композиторами того же направления, Рославцем, Задерацким и т.д.; но Мосолов поздний, побитый, отсидевший, пускай недолго, в конце 30-х, а потом довольно долго проживший, что-то сохранивший из прежнего, но гораздо больше утративший либо загнавший далеко вглубь.

Поразительно, но и поздний Мосолов, как и ранний, не оставляет ощущения вторичности, подражательности, спекулятивности - он абсолютно самодостаточен, и если б по другому сложилась судьба, неизвестно еще, кто бы в чьей тени остался... Но фактически, конечно, с середины 30-х тоже битый, но и более ушлый Шостакович, и вернувшийся Прокофьев оттеснили всех прочих на задний план, а подавно к тому моменту репрессированных сочинителей... Поэтому когда сейчас всплывает, заново открывается эта Атлантида, музыка Задерацкого, Мосолова (эти двое мне оказались ближе, чем не менее, вероятно, значительный Рославец, к примеру), хочется ее освоить подробнее.

Трехчастная сюита "Туркменская музыка" пожалуй что не столько сохраняет отголоски 1920-х (хотя тема Средней Азии в советском искусстве довоенном присутствовала мощно), но отчасти и предвосхищает 1960-70-е. С одной стороны, не лишенная помпезности, и ясно, что с этнографическим "ориентальным" колоритом, с другой - почти "прикладная", ритмичная, пригодная, скажем, как музыкальный материал для "народных" хореографических композиций Игоря Моисеева, она все-таки не целиком "почвенная" по духу, не к архаике обращенная, а в будущее, уже не "футуризм" (будущее как бы наступило и оказалось совсем не тем, о чем мечтали...), но все-таки урбанистическо-индустриальные, конструктивистские элементы явственно в каждой из частей присутствуют, не превращают полотно в мягкий и пышный узорчатый "ковер".

Московский симфонический оркестр (не путать с когановским МГАСО - сам не сообразил, что это разные вещи; впрочем, одно другого стоит...) небезосновательно многие игнорируют, хотя как коллектив МСО, допустим, неплох; проблемы возникают в инструментальных соло - тут слабые места оркестра становятся очевидны. Но дирижер из Нидерландов, похоже, выискался толковый - особенно удавались Артуру Арнольду эпизоды масштабные, эпические; Мосолов к тому же - мастер оркестровки, и очень оригинально в этом плане мыслящий композитор; впрочем, с лиризмом тоже все вышло не так плохо, как можно было опасаться - но лирики больше обнаружилось в самому объемном сочинении программы, концерте для арфы.

Концерт для арфы с оркестром Мосолов задумал в лагере, завершил по освобождении в ссылке, в 1939-м году посвятил его небезызвестной Вере Дуловой... Как часто он исполнялся в прошлом - затрудняюсь судить, записей в интернете найти не смог. Примечательно, что сначала тема первой части проходит у духовых, а затем уже возникает в сольной партии арфы - но далее и в первой, и в последующих частях у солирующего инструмента настолько развернутые каденции, которые тянут даже на вставные номера, что их запросто можно представить исполненными отдельно от оркестра!

Девушка американская Тейлор Флешман - виртуозная в хорошем смысле, и с дирижером, с оркестром прекрасно взаимодействовала. Благонадежности в концерте для арфы Мосолов заложил даже через край - не подкопаешься по части "формализма", получилась приятная во всех отношениях, однако парадоксально не слащавая, а очень милая эстрадно-киношная музычка, на свой лад изысканная, близкая к балетным партитурам Глиэра или Асафьева тех же лет. А еще постоянные "диалоги" арфы с челестой, в первых двух частях очень внятные и, я бы сказал, проникновенные, навели на мысль, что вот подобное-то "утонченное" сладкозвучие впоследствии (ну может не Мосолова конкретно а в принципе) и переосмыслил саркастически Альфред Шнитке! По большому же счету Концерт для арфы Мосолова - естественно, халтура... Но надо быть природным гением, чтоб так халтурить! Финал концерта заставил меня вспомнить еще и чуть раньше написанную, тоже в ссылке, "Арктическую симфонию" Задерацкого - как удивительно, беспримерно одаренные музыканты в условиях стесненных, ограниченных находили возможность реализовывать все-таки не на заказ, не на потребу, а собственные, выстраданные идеи!

Трехчастная симфония № 5 во втором отделении - после четырехчастного концерта в первом - пожалуй, меньше произвела впечатление. Написанная в 1965-м, за восемь лет до смерти композитора, она одновременно и сугубо "советская", в духе, ну для образца, 6-й симфонии Прокофьева, или, чтоб не трогать настоящего гения, недавно услышанной мною 4-й симфонии Владимира Юровского -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3887538.html

и в то же время с подтекстами, с какими-то сокровенными... вряд ли знаниями... скорее... фокусами. Тут снова проявились слабости оркестра, но все равно интересно было следить, как Мосолов разворачивает цикл от медленного, настороженного, "насупленного" вступления, от лирической песни переходя в помпезный фанфарный марш, какой-то двусмысленный, вроде бы траурный, но чересчур тяжеловесный местами, местами, наоборот, почти невесомый, то ли шествие, то ли полет на облаке; и обрывается он неожиданным скрипичным соло, вслед за чем снова возвращается тема - с трагическим пафосом, с напряжением... Ну то есть как и в 4-й симфонии Юровского, как вообще полагается в советской "большой симфонии" - борьба добра со злом, траур и праздник с народными гуляньями сменяют друг друга в последовательности, восходящей к бетховенскому канону. С этой точки зрения любопытнее прочих оказывается именно маршевый эпизод - непафосный, затаенный, призрачный. А финал, начинающийся также будто "загадочно", быстро рассеивает мрак, проступает песнь, перерастает в пляс, с привкусом, кстати, опять же ориентальной этники... Между прочим - мировая премьера симфонии состоялась, всего-то опоздали на полвека с небольшим.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments