Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Равель, Шостакович, Мусоргский: РНО в БЗК, сол. Михаил Плетнев, дир. Жереми Рорер

Наверняка форма концерта предполагает иной порядок исполнения номеров, но на репетиции (а я некоторых пор я стараюсь посещать репетиции, потому что сидеть в зале с публикой у меня не хватает ни времени, ни запасов психического здоровья) ради технического удобства сыграли сперва - и без единой заминки! - 5-ю симфонию Шостаковича, а сразу вслед за ней "Рассвет на Москва-реке" Мусоргского.

Давно и не мной одним замечено, насколько специфические, и тесные, и вместе с тем непростые взаимоотношения у Плетнева с Шостаковичем, в первую очередь как с симфонистом. РНО на эту волну постоянно настроен - как дирижер Плетнев обращается к Шостаковичу регулярно, что всегда оказывается событием, не сенсационным (Плетнев и "сенсация" несовместимы), потому не общезаметным, но оттого не менее значимым. Так, незабываемо исполнение Плетневым с РНО пару лет назад 4-й симфонии:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3520762.html

В отличие от 4-й, долгое время считавшейся неудачной, даже утраченной, и до сравнительно недавних пор мало остававшейся востребованной, именно 5-я симфония вывела молодого Шостаковича в мэтры и живые классики. Правда, вслед за тем последовали и удары, отразившиеся в дальнейшем творчестве композитора "двуплановостью", как характеризуется данная его черта почитателями, а я бы ее назвал, в духе эпохи, "двурушничеством". Однако, на мой взгляд, такая особенность, усугубленная, конечно, и житейскими обстоятельствами, возникла не исключительно под их воздействием, но была присуща Шостаковичу изначально, уже и в самых ранних симфониях (за короткий срок, в связи еще и со 100-летием Октября, довелось послушать 2ю и 3ю симфонии живьем, 2ю даже в разных исполнениях, Юровского с ГАСО и Синайского как раз с РНО!), про 4-ю я лишний раз не говорю, вот и в 5-й, если угодно, "двойственность", "противоречия", амбивалентность настроения и мировоззрения автора, по-моему, присутствует в достаточно полной мере. Их-то, кажется, и не заметил, либо не сумел последовательно выявить французский дирижер неопределенного, но скорее молодого возраста Жереми Рорер. Первые две части проскочили на лету, а на третьей, медленной, типа "философской", вышла незадача - за отсутствием интереса дирижера к подтекстам, к тому самому "второму плану", она попросту скучноватой получилась... ну во всяком случае мне показалось так. Вступление к финалу, наоборот, покоробило чрезмерной суетой, которая снова споткнулась о благодушное умиротворение медленных разделов. Впрочем, и пафос коды дирижер прибрал, что к лучшему.

И сразу после Шостаковича (ну чтоб не катать лишний раз туда-сюда рояль) прошли "Рассвет на Москва-реке" Мусоргского - полгода назад по случаю открытия "Зарядья" его сам Плетнев с РНО играл, тогда как не "рассветная", а "закатная" и в чем-то "апокалиптическая" картинка прозвучала увертюра:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3865779.html

Может быть от настроя, заданного 5-й симфонией, или по недостаточной сосредоточенности, здесь у меня совсем не возникло ощущения чего-то пророчески-мрачного: умиротворенный Шостакович дал благостный отблеск и на "Рассвет.." Мусоргского.

Но понятно, что при таком раскладе основное внимание приходится на выступление Михаила Плетнева с оркестром в качестве солиста. Человек за пультом, видимо, нужен для чего-то, хотя я не впервые наблюдаю, как Плетнев-солист репетирует с приглашенным дирижером, и целесообразность присутствия последнего на сцене каждый раз вызывает сомнения (а вот на днях Борис Березовский с РНО играл без дирижера - кстати, Шостаковича, 2-й концерт - из-за рояля показывал минимально необходимые знаки и Ок), все равно "музыку" делает солист, если солист - Плетнев: без вариантов. А тем более 1-й концертом Равеля сравнительно недавно, полтора года назад Плетнев дирижировал в рамках Большого фестиваля РНО, и солировал тогда Люка Дебарг, от чего остались довольно противоречивые впечатления:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3658599.html

Плетнев-пианист, в концерте солирующий, равелевский сплав урбанистических, ориентальных, джазовых мотивов и ритмов пропускает себя и выходит, что и следовало, что и увлекательно, в первую очередь Плетнев, а потом уж Равель. Особенно касательно второй части - технически предельно простой текст (даже я могу сыграть!), и все музыкальное его наполнение зависит целиком от пианиста - еще и с развернутым вступительным соло... У Плетнева медленная часть (вот чего мне не хватило в симфонии...) не то что наполнилась - переполнилась... - индивидуальностью исполнителя. Парадокс, но снова, как год назад на сольнике в Олимпийской деревне, откуда-то возникший лязгающий призвук рояля, кому-то подпортивший бы выступления, Плетневу дает дополнительную краску, привносит тревожную, раздражающую ноту в разливающуюся изысканно-модерновую сладость, не позволяет "расслабиться и получить удовольствие" - а потому что не для удовольствия живем!

Говорят - да я и сам послушал запись... - на концерте все-таки получали "удовольствие", и Равель вышел прям волшебно-прозрачным, и рояль не лязгал, и дирижер симфонию не испортил (хотя насчет последнего мнения расходятся...), но все равно услышанное на репетиции я бы за все эти радости земные не отдал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment